Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

perm-asha.chat.ru
Пермская Авестийская Школа Астрологии П.П.Глобы

Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

 

Монгольский Митраизм ч.2

 

Доска объявлений

Астрокалендарь

Книга, статьи, рефераты


"Путем Заратуштры" ,Тур-фестиваль

Фотоальбомы

Фотографии


Ссылки

Продолжая цикл публикаций посвященных 800-летию Великой Монгольской Империи мы представляем вашему вниманию работу посвященную личности самого основателя Евразийской

супердержавы средневековья…

 

Пермский Государственный университет

Кафедра новой и новейшей истории

Сектор востоковедения

 

Олег Лушников

Чингисхан как личность.

 

Их Мунх Тэнгёр

Кучундур…

(Силою Вечного Синего Неба…)

Великие личности всегда интересовали людей. Многие периоды истории в людском сознании неотрывно связаны с конкретными личностями. Как 16 в. русской истории ассоциируется c Иоанном Грозным, так 13 в. в истории Монголии – с Чингисханом. На протяжении многих веков эта личность волновала умы писателей, историков, историографов. Так, ещё в 13в. Плано Карпини написал свою “Историю монголов”. Тогда же были созданы многочисленные хроники и летописи, служащие ныне историкам, как источники.

Наиболее значительными из них являются “Сокровенное сказание монголов”, “История завоевания мира” Джувейни, “Сборник летописей” Рашид-ад-Дина, “История Юаньской династии”, “Алтан Дэбтер”.

Описания путешественников, побывавших в ставке Чингисхана, и его преемников, русские летописи, свидетельства китайских, армянских, иранских, грузинских и многих других очевидцев той эпохи можно использовать лишь как дополнительные источники.

Китайские авторы излагали ход событий сухо и беспристрастно, т.к. войны рассматривались ими как проявления воли неба.

Другая картина была на Ближнем Востоке. Армяне писали о монголах сочувственно, как о своих союзниках. Мусульмане – крайне раздражённо, приписывая монголам исключительную свирепость и кровожадность, ибо монголы, среди которых было много несториан, поддерживали единоверцев – христиан – армян и айсоров, а так же имели союз с византийскими греками.

В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к монголам появилось не, а 13в., а в14в, когда узурпатор – нечингизид Мамай стал налаживать связи с католиками против не принявшей “незаконного” хана православной Москвы. Да и поздний антитатарский фольклор связан не с эпохой Чингисхана, а с трёхсотлетней эпохой набегов крымских и причерноморских татар и ногайцев, вассалов Турецкого султана, на Литовскую и Русскую Украину. Причем ответные казачьи набеги были не менее грабительскими.

Однако, вернёмся к письменным источникам.

В средневековой традиции немаловажным фактором являлась тенденциозность авторов. Подчас личные впечатления и сплетни, не говоря уже о черезмеренной лжи, подменяли собой истину. Ярким примером может служить даже само “Сокровенное сказание”. Его автор даёт противоречивую характеристику Чингисхану: Тэмуджин – злой, трусливый, вздорный, мстительный, вероломный, непочтительный к родителям и не любящий родных; Чингисхан – дальновидный, сдержаный, справедливый, мудрый государь.

Для развития своей идеи автор даёт ретроспективное искажение событий. Положительная характеристика Чингисхана связана в замысле автора с последовательным служением собственному войску, а отрицательная – с его личными качествами. Последнее представляется сомнительным. Ведь если бы Чингисхан был настолько плох, как личность, то ему бы никогда не удалось собрать вокруг себя и небольшого коллектива, не говоря уже об объединении государства. За ним просто никто бы не пошел. Более того, автор пытается обелить интригана Джамуху, что красноречиво выражает его взгляды. Однако многие историки воспринимают средневековые произведения как истину, без критического анализа. В том же “Сокровенном сказании” заметили тенденцидность лишь Бартольд, Грумм-Гржимайло, Впадимирцов и Гумилёв. Причём последний, подвергнув источник скрупулезному анализу, обнаружил места, а тексте, где автор проговаривается об истинном положении вещей и сам раскрывает собственную ложь.

Следовательно, для того, чтобы получить достоверную информацию от источников, надо их рассматривать комплексно, критически, постоянно опираясь на логику. Расхождения же среди исследователей, пользующихся одними источниками, возникают из-за слабой изученности материала и его сочетания с реальностью 13в., из-за различных методологических подходов историков, а также из-за того, что многие из них руководствовались субъективными идеологическими и политическими мотивами.

Количество работ посвященных различным проблемам монгольской эпохи и лично Чингисхану огромно, поэтому подробный анализ литературы созданной за последние 300 лет отражен нами в отдельной историографической работе.

В целом, можно отметить, что среди историков занимавшихся монгольским вопросом имеется достаточное количество как апологетов, так и ниспровергателей Чингисхана. Для одних он бесспорный гений, для других – алчный кровавый мясник и скопище пороков.

Так что же на самом деле представлял собой Чингисхан, “Великий” и “Ужасный”? Что повлияло на его становление и что он оставил после себя?

Прежде, чем перейти к рассмотрению поставленной задачи, целесообразно было бы описать ту историческую обстановку, которая сложилась в Монголии к появлению на ее широкой арене Чингисхана. В 12- 13 в. в. монголы - немногочисленный народ Великой степи, потомки славных Хунну, Сяньби, Киданей, были поставлены наряду с соседями (найманами, кереитами, татарами, меркитами, ойратами и менее крупными племенами) в условия жесткого выбора: жить или умереть (13). Маньчжуры - джурджени, хозяева Северного Китая, основавшие в 13 в. династию Цзинь (Кинь), умело, проводя политику “ разделяй и властвуй”, планомерно уничтожали своих возможных соперников. Они, время от времени, направляли в степь отряды, которые истребляли мужчин, а детей и женщин уводили в Китай и продавали в рабство (14). Бежавшие “ дети степи” хорошо помнили нанесенные им обиды, и их потомки впитывали “ с молоком матери” межэтническую вражду.

Наконец, в 30- х годах 13 в. монгольские племена перед все угрожающей опасностью объединились и избрали хана. Им стал потомок Бодончара (сына прародителей монголов Алан-гоа и Бортэ -Чино) и Борджигин (так назывался род Бодончара) Хабул - хан. Хабул - хан был умным полководцем и сумел остановить натиск врага, в то время как многочисленные китайские армии, проиграв джурдженям, отдали весь Северный Китай на разграбление последним. Но после 1147 г. когда Хабул умер сепаратизм нойонов развалил созданное монголами государство. Над степью вновь нависла угроза поочередного вырезания народов. Кроме того, наученные опытом джурджени, опасаясь нового сильного хана, похищали талантливых вождей и предавали их мучительной смерти- распятию( 15). Так погиб и сын Хабул - хана Бартан - багатур. Ханство взвалил на свои плечи его сын Есугэй(16). В его- то семье и родился в 1155 г. будущий “потрясатель вселенной” – Тэмуджин( 17).

В то время основным элементом монгольского общества был род ( обох), находившийся в стадии разложения. Во главе родов стояла аристократия. Представители ее носили почетные звания: Багатур (богатырь), Нойон (господин), Сечен (мудрый) и Тайдж (царевич). Багатуры и нойоны возглавляли походы для приобретения добычи, рабов и пастбищ. Прочие слои рода составляли нукеры (дружинники) и харачу - араты (рядовые пастухи). Богол (рабы) были вне рода. Унаган богол (покоренные рабы) не лишались личной свободы и, по существу, не отличались в положении от победителей.

Специфика кочевого скотоводческого хозяйства не давала широко использовать подневольный труд. Рабы использовались для ухода за скотом и юртами, как домашняя прислуга, и не влияли существенно на характер производственных отношений. Но ещё сохранялись такие основы родового строя, как совместное владение угодьями, коллективное жертвоприношение предкам, кровная месть и связанные с нею усобицы, входящие в компетенцию всего рода. У монголов были прочны представления о родовом коллективе, как основе социальной жизни, о коллективной ответственности за судьбу рода, об обязательной взаимовыручке. Но многих уже не устраивало второстепенное, несмотря на любые заслуги, положение в обществе(18). Багатуров тяготила власть старейшин. И такие “люди длинной воли” уходили в “самостоятельное плавание”. Судьба их была трагична: без общественной поддержки они кормились трудоёмкой лесной охотой, менее прибыльной, чем степная облавная. Причём монголы не ели птиц и редко употребляли рыбу. А чтобы добыть конину или баранину, им приходилось заниматься разбоем, что не всегда удавалось. Со временем этих людей становилось всё больше и больше. Именно их знаменем стал молодой Тэмуджин. Именно эти “люди длинной воли” стали его опорой, возвели его на ханство, а в 1206г. за ним закрепили на Великом Курултае всемонгольский престол и звание Чингисхана. Существует несколько вариантов трактовки этого титула, наиболее близки к истине – “Океан–степи” (“Тенгиз”) – хан и “Посланный Небом”(19).

Рассмотрение полной биографии Чингисхана не входит в задачу данной работы, т.к. это сделано такими выдающимися учёными, как Владимирцов, Кычанов и Гумилёв(20). Также не затрагиваем мы в работе период завоеваний, т.к. это было хорошо и подробно изложено в трудах Бартольда и сборнике “Татаро-монголы в Азии и Европе”(21). Однако мы все же считаем необходимым привести некоторые факты истории, характеризующие Чингисхана, как личность, вождя - политика и человека.

С детства жизнь вырабатывала в нем стойкость и терпение к невзгодам. В 9 лет у него умер отец, и Тэмуджин, покинутый распавшимся военным союзом, остался со своей семьей один.(22). А в степи это означало верную гибель от голода или от разбойников. Но все же семья выжила. Тогда Тайджиуты, подбившие соплеменников бросить Борджигинов одних, опасаясь заслуженной мести, напали на становище последних.(23). Зная, что убить Тэмуджина им нельзя, т. к. убийство потомка Хабул - хана вызовет негативное отношение к тайджиутам среди других монгольских племен, а это, в свою очередь, грозит им истреблением, они решили сломить его дух. И ограничились тем, что надели на Тэмуджина колодку – две большие дубовые доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой железными креплениями. Тэмуджин был, подвергнут медленному истязанию: теперь он не мог самостоятельно ни есть, ни пить, ни отогнать мошкару от лица. Кроме того, доски надо было держать руками, т. к. они сильно давили на плечи, а на ночь колодка скрепляла шею Тэмуджина и сосновый кол, вбитый у юрты. Снимали ее только на время работы, да и тогда за Тэмуджином следил зоркий глаз нойонского нукера. Тайджиуты не без основания полагали, что юноша, попав в плен, да еще в такие условия, должен был потерять самообладание и надежду на спасение, а тем более желание мстить за “детские обиды”. Так бы оно и было, если бы Тэмуджин был как все. Но тогда бы его и не преследовали. Тайджиуты использовали Тэмуджина, как раба, а он, внешне сохраняя покорность, терпеливо готовился к побегу. Выждав момент, Тэмуджин, обманув охранника, бежал. Но т. к. с колодой далеко не уйдешь, Тэмуджин, добравшись до берега Онона, лег в воду. Видевший это, тайджиутский кузнец Сорган - Шира, пораженный смекалкой и способностью Тэмуджина быстро применять решение в трудной обстановке, не выдал его спохватившимся соплеменникам. Более того, рискуя собственной жизнью, Сорган - Шира помог ему избавиться от колодки и дал коня, лук и стрелы. Восхищаясь Тэмуджином, он говорил: “ У тебя огонь в глазах и свет на лице, за это тебя и любят”.(24).

В китайских и персидских источниках также сохранились описания внешности Чингисхана. Согласно им Чингисхан в отличие от остальных монголов, был высок ростом, крепко сложен, широколоб, имел длинную бороду, рыжие волосы и синие глаза.(25).Причину подобного его облика мы рассмотрели в работе “Монгольский Митраизм”.

О его природных задатках вождя, обаянии, красноречии говорит и тот факт, что Богурчи, бросив все свое хозяйство, становится добровольным нукером у Тэмуджина, не имеющего ни кола, ни двора, а его отец даже поощряет поступок сына.(26).

С молодости Тэмуджин проявляет себя, как дальновидный политик. Сразу после свадьбы, стремясь наладить хорошие отношения с ханом кереитов Тоорилом, подарил ему единственную свою дорогую вещь - соболиную шубу, напомнив о том, что Тоорил был андой (кровный побратим) Есугея (отца Тэмуджина) и теперь является Тэмуджину приемным отцом(27). Растроганный подарком и речью Чингисхана Тоорил решил помочь сыну Анды собрать его рассеянный улус. Поддержка и покровительство самого сильного хана в степях Монголии сразу увеличила шансы Тэмуджина. В сочетании с его активной деятельностью это дало хорошие результаты: В течение ближайших двух лет вокруг него собралось около 10 тыс. “ людей длиной воли”(28).

Чингисхан предстает перед нами, как человек, способный на любовь, ибо, когда меркиты, напав на стан Чингисхана, захватили в плен его жену Бортэ, то он предпринял все возможное, чтобы освободить ее, организовав целую коалицию против меркитов. В то время как в прошлом, когда была похищена у меркита Чиледу будущая мать Чингисхана Оелун, тот предпочел найти себе другую невесту. “ Сокровенное сказание” красочно описывает, как Чингис в первых рядах бросился искать свою жену, громко крича ее имя. А когда она выбежала к нему из брошенного в паническом бегстве меркитского обоза, то он, крикнув: “ Я нашел то, что искал”, - велел прекратить битву, не интересуясь военной добычей(29). Все это говорит о том, что Чингисхан был человеком, способным на сильные переживания и глубокие чувства, и вовсе не таким уж безжалостным чудовищем, каким рисовали его враги.

Чингисхан умел оценить труд своих сподвижников в создании государства и победах монгольского войска. Он не скупился на заслуженные похвалы своим полководцам, не приписывая все заслуги себе (30).

Он заботился о войске, награждая отличившихся, а не любимчиков, за что оно благодарно исполняло поставленные перед ним задачи, обеспечивая удачу в военных походах и успехи в создании единого государства.

Чингисхан провел коренную реформу государственного устройства. Теперь административное деление совпадало с военным. Страна делилась на “ десятки”, “ сотни”, “ тысячи” и “ тумены” ( 10 тыс.), т. е. На территориально- родовые единицы, которые управлялись большими и малыми нойонами, и, в случае возникновения войны, выставляли указанное число воинов( 31). Родовой фактор способствовал повышению боеспособности войск. Армии же противников Чингиса были наемными или состояли из дружин многочисленных мелких князей.

Другим вкладом Чингисхана в создание “непобедимого” войска было введение жесточайшей дисциплины и деспотичной власти в военной и гражданской областях. В основном законе Монгольской Империи “Великой Ясе” говориться, что нойон мог обращаться со всеми вопросами только к государю и, что, если государь для наказания нойона пошлёт к нему простого война, нойон обязан был пасть перед ним на землю и не сопротивляться, хотя бы наказанием была смерть. Но зато нойны имели право отдавать своих дочерей замуж за чингизидов.

Начальству предписывалось для постоянного поддержания порядка во всём периодически производить личный осмотр войска. Войско состояло, в основном, из конницы (лёгкой и тяжёлой), которая умела с удивительной выносливостью преодолевать громадные расстояния. Чингисхан внёс нововведения в построении конницы, в тактику, завоевавшие ему значительный перевес над противниками. Вооружение монголов включало в себя лук, стрелы, секиры, пики с крючьями (для стаскивания всадников), палицы, сабли, щиты и шлемы, сделанные из толстой буйволовой кожи и покрытые сверху железными пластинами. Отправляясь в поход, воин брал два кожаных мешка-турсука для воды и сушёного сыра (благоприятно влияющего на зубы и быстро утоляющего голод), маленький котелок для варки мяса и палатку-майхан. Никакого жалования войны не получали, наградой были богатства добытые в бою. Это так же стимулировало упорность войск в движении к победе. Чингисхан заботился о воинском единстве. “Яса” гласит: если кто-нибудь в битве, нападая или отступая, обронит свой вьюк, лук или любую другую вещь, следующий сзади него должен подобрать и возвратить упавшее владельцу, если же он так не сделал, то предавался смерти(33).

Военное искусство Чингисхана сочетало методы оружия и политики. Готовясь к войне с каким-либо государством, он тщательно знакомился с его внутренним положением и особенно интересовался наличием в нём различных группировок, борьбы между отдельными членами правящей верхушки, вельможами, сыновьями и т.п.(34)В большинство присоединенных к монгольскому государству территорий Чингисхан приходил либо как защитник от более агрессивных соседей, либо как союзник по приглашению одной из ущемленных сторон.

Для ускорения сношений между столицей и окраинами империи он завёл почтовую службу, имеющую многочисленные станции (уртоны или ямы, отсюда – “ямщик”). Благодаря ей, при подготовке войны и во время её приказы по войску разносились мгновенно, также были решены все проблемы с резервами.

В целях укрепления армии и сохранения хорошего генофонда, он вёл активную борьбу с пьянством. Так, мужчинам запрещалось пить высокоградусные алкогольные напитки до 40 лет, а после только по праздникам и не в военное время(35). Он проявлял полную веротерпимость в своей империи, что не настраивало против него населения вновь вошедших территорий. Он вёл войну сразу на нескольких фронтах, вынуждая противника разбрасывать свои силы. Он умело использовал достижения военной техники и тактики. Осажденный город окружал земляным валом и полностью опустошал окрестности. Против городских укреплений пускал вход стенобитные тараны и катапульты, заимствованные в Уйгурии и Тангуте(36). Как писал А. Гарт, “по масштабу и искусству, по внезапности и подвижности, по применению стратегии и тактики охвата, проведённые монголами компании не имеют себе равных в истории”.

Вторивший ему Дж. Неру отмечал, что “Чингисхан, несомненно, был одним из величайших, если не самых великих полководцев в мире”(37).

Однако прежде, чем начать военные действия, он всегда пытался разрешить дело мирным путём. Так, в 1207 г. Джучи, по приказу отца во главе небольшого отряда присоединил без пролития крови, путём дипломатических переговоров, к Монгольскому улусу Алтай и Сибирь. Более того, сбросив с себя гнёт кара-китайского Гурхана Кучлука, в 1209-1216 гг. добровольно вошли в состав “Хамаг Монгол” Уйгурия, Кашгария, Семиречье. А мусульмане этих стран встречали монголов, как освободителей и защитников от агрессии единоверцев хорезмшахов, ибо в 1212 г. уже испытали на себе глумление хорезмийских наёмников – кипчаков (разграбление и резня в Самарканде(39)). В 1211-1215 гг., во время исполнения кровной мести джурдженям (война с империей Цзинь в Северном Китае), Чингисхан вооружал местное китайское и киданьское население, помогая им бороться со своими поработителями(40).Во время войны с государством Хорезмшаха Мухаммеда II Гази, многие города Средней Азии, Ирана и Закавказья сдались без боя и были пощажены. Схожая картина наблюдалась и во время ведения боевых действий в Китае, Северной Индии, Малой Азии, Восточной Европе, Индокитае, словом везде, где только не воевали войска Чингисхана и его преемников.

Очень ярко говорит об этой стороне его личности один из его биликов: “Никогда не используй насилие прежде других мер, я пользовался и иными различными методами, потому и достиг многого”(41). Это всё и позволило Чингисхану покорить за короткое время страны, численность которых намного превышало численность монголов. Ведь в Монголии к началу 13 в. обитало около 700 тыс. человек, в Китае - около 80 миллионов., в Хорезмийском государстве – около 20 млн., в Восточной Европе – около 8 млн. человек(42).

Чингисхана часто рисуют некультурным варваром, ничего не смыслящем в достижениях соседей и лишь безжалостно уничтожавшем все прелести цивилизации, везде стремившийся насадить дикие порядки. А между тем, Чингисхан понимая, что одному ему на старости лет уже ничего нового не освоить(43), всячески способствовал образовательному процессу в Монголии. Вот как наставлял он: “Изучайте разные законы, сравнивая, приноравливайтесь к ним! Для разных дел нужны опытные, учёные люди! Тот человек выше множества множеств людей, который обладает знанием!”.

Чингисхан привлекал к себе на службу всех знающих людей, в том числе иноплеменников. Высокого положения при монгольском дворе достигли найманский канцлер Тататунг и бывший сотрудник цзиньского аппарата, киданец по происхождению- Елюй- Чуцай( 46).

Причем удивляешься умению Чингисхана выбирать людей, а “ кадры”, как известно, “ решают все”. Все люди, набранные им, верой и правдой служили интересам монгольского государства, помогая императорам проводить мудрую внутреннюю политику. Тот же Елюй- Чуцай не дал пройти проекту части безграмотных нойонов, желавших вырезать покоренное население в Северном Китае и пустить земли под пастбища, он остановил деятельность откупщиков, грабивших народ, помог быстро восстановить разрушенное войной хозяйство, продумав льготные налоги( 47).

Чингисхан ввел уйгурское письмо к монгольскому языку. Он заботился о грамотности своих детей, которые потом встали в первые ряды монгольской интеллигенции. Особенно известны своими знаниями иностранных языков и законов империи Угэдей и Джагатай ( “ хранитель Ясы” ). Чингис понимал всю важность образования. Как отмечал Рашид- ад- дин в своем “ Сборнике летописей”, “ он любил знания, поощрял ученых” ( 48). В те годы преданному и знающему человеку были открыты все пути, не взирая на его этническое и социальное происхождение.

Выше всего ценил Чингис верность. Он всегда поощрял верных слуг, таких, как, например, Тататунг и Елюй- Чуцай, и напротив, наказывал смертью изменивших своему господину, хотя бы тот и был личным врагом Чингисхана. Так, в “Сокровенном сказании” рассказывается, как пять нукеров Джамухи - Сечена, бывшего друга, ставшего затем злейшим врагом Чингисхана, схватив своего спящего предводителя, привезли его к Чингисхану, надеясь изменой заслужить себе прощение и жизнь. Но Чингисхан не сделал исключения из своих правил и предал их мучительной смерти( 49).

Провозглашенная Чингисханом “ Великая Яса” строго карала за воровство, намеренную ложь, прелюбодеяние, наведение порчи, злонамеренное банкротство, сокрытие дезертира ( 50). Причем в законодательстве Чингиса женщина пользовалась равными правами с мужчиной. За насилие над женщиной Чингисхан установил смерть. Но к женам предъявлялось требование, чтобы они в отсутствии мужей могли держать дом в порядке и достойно принять гостя, не были болтливыми и вообще поддерживали славу своих мужей. В отличие от оседлых стран, в степи к женщинам прислушивались, их уважали. В “ Сокровенном сказании” встречаются слова Чингисхана, одобряющие советы жен: “ Бортэ говорит дело”, “ Хулан говорит дело”, “ Есун говорит дело”. Из всего следует, что Чингисхан был счастлив в своих женах, как и в своих сыновьях и сподвижниках. А как говорится в одном из биликов Чингисхана: “ Хорошие качества мужей познаются по хорошим качествам жен” ( 51).

О щедрости Чингиса в народе говорили: “ Этот царевич Тэмуджин снимает платье, которое носил, и отдает; с лошади, на которой сидел, сходит и отдает”. Ему никогда не была присуща жадность и тяга к богатствам, к навешиванию на себя дорогих побрякушек. И, даже положив к своим ногам полмира, Чингисхан предпочитал золоченой парче и шелку свой простой поношенный домотканный халат. Он повелел также оказывать обедневшим государственную помощь скотом, считая, что люди в его стране не должны жить бедно (52).

Вопреки сложившемуся мнению о Чингисхане, как о “кровожадном монстре”, крупный русский монголовед Владимирцов отмечал, что “ по источникам, сам Чингис никогда не обнаруживал какой-то особой жестокости и кровожадности” ( 53).

Но лучше всего дают нам картину личности билики ( наставления) Чингисхана. В них мы видим глубокий, крепкий моральный стержень, богатый внутренний мир императора, его мудрость. Здесь есть его высказывания о цели, о выдержке, об ответственности, о находчивости, и о многом другом. Комментировать их нет смысла, поэтому пусть они говорят сами за себя:

“ В высоких горах ищите проход,

В широком море ищите переправу.

Если далеко отправился, то, хоть и трудно, но иди до конца! Если тяжесть поднял, то, хоть и трудно, но подними ее!” ( 54).

“ Правление ханское не должно блуждать в темноте,

Хан ошибаться не должен!

Поступай по своей совести -

Будь тверд, не склоняйся, точно

Верхушка сосны в сильный ветер,

На чью- либо сторону.

Не пренебрегай словами своими.

Не горячись с почтенными людьми,

Не кричи на людей громким голосом!

Не сплетничай, не болтай по пустякам!

Не ходи растрепанным!” ( 55).

“ Если много говорить станете, то много ли пользы будет от слов”. (56)

“ Словам дурных людей не придавай веры!”

“ Подобно птенцам лебедя не ходи, переваливаясь, не возгордись, не важничай понапрасну! ( 57).

“ Тот, кто может содержать в порядке свой дом, может навести порядок и в государстве; кто умеет, как полагается командовать 10 человеками, тому можно доверить командование и над 10 тысячами” ( 58).

“Боишься – не делай, делаешь – не бойся, не сделаешь – погибнешь!”

Вот как наставлял своих детей Чингисхан, готовя их к управлению государством. И можно сказать что они не подвели его, создав совершенную систему управления империей, сохранив и приумножив созданное отцом государство, которое не рухнуло сразу после его смерти, а прожило столетья изменив мировую историю.

На основании вышеприведенных фактов можно сказать, что Чингисхан был мудрым, дальновидным правителем, подчас суровым, но не более, чем того требовало жестокое время. Трудные условия жизни сформировали в нем стойкость, терпение и целеустремленность. Однако не превратили его в бездушную машину, лишенную человеческих чувств.

Обладая природными качествами вождя, Чингисхан привлекал к себе людей, причем он имел талант находить среди них верных сподвижников.

Мы смогли проследить, насколько велик вклад Чингисхана в преобразовании войска, создании государства, просвещении.

Он в отличие от многих “Великих” полководцев и государственных деятелей начинал свой путь к вершинам не с благополучного “теплого” папиного местечка у власти, а практически с нуля. Он рано остался без отца, он был брошен своими соплеменниками на произвол судьбы, он побывал в рабстве. Он спас монгольский народ от истребления и заложил основы единого евразийского государства, присоединив большинство территорий мирным путем. Он прошел суровую школу простого воина и никогда не прятался за широкими спинами гвардии и при этом прожил необычайно долгую для того времени жизнь – 72 года. Он всю жизнь проездил верхом в седле и так и умер, находясь в очередном походе против нарушивших Закон Неба. Он покорил полмира, но всю жизнь проходил в рваном халате, он не создавал для себя многосложных самовосхвалительных титулов, и даже после смерти не построил себе ни мавзолея, ни пирамиды, завещав похоронить себя в родных Хэнтэйских горах, под вековым кедром, который присмотрел себе с детства, не делая из своей могилы ни скопища сокровищ, ни объекта поклонения, всю жизнь оставаясь простым солдатом выполняющим Волю Вечного Синего Неба.

Чингисхан, как и Александр Македонский, Наполеон, Петр 1, был человеком своего времени и своего народа. И поэтому, можно много рассуждать о его деяниях, можно ниспровергать или восхвалять его, но все же главную оценку своему выходцу всегда даст сам народ. Какую же память оставил о себе в народе Чингис?

Отношение народа к Чингисхану четко прослеживается в фольклоре, в создании о нем различных легенд, сказок. Причем, Чингис в них всегда положительный герой. Многие из этих сказаний о Чингисхане вошли в сборник “Алтан Тобчи”.

Другим показателем отношения монгольского народа к Чингисхану является бережное отношение к памяти о нем. На любых пирах и даже в семейном кругу прежде, чем приступить к трапезе, старейший восхваляет дух Чингиса и отдает ему право первым вкусить пищи.

Культ Чингисхана, просуществовав более 700 лет, сохраняется и ныне. Действует огромный храмовый комплекс в г. Эджен – Хоро (КНР, Внутренняя Монголия), строится подобный в МНР. Организация “Чингисийн голомт” (“Очаг Чингиса”) постоянно пополняется новыми членами. Бережно хранятся реликвии Чингисхана, а особенно Герб и Штандарт Монгольской империи. Идут активные поиски потомков Чингисхана. О нем пишутся книги, снимаются фильмы. Выпускаются памятные монеты, значки, открытки и конверты с изображением Чингисхана. В домах и государственных учреждениях висят его многочисленные портреты.

Благодарный народ помнит своего героя, выражая свою любовь в обожествлении великого государственного деятеля. Сложилась даже определенная религия с которой слились все прежние народные праздники и ритуалы. Кроме того, в ламаистских храмах перед иконами Чингисхана постоянно читаются молитвы и совершаются воскурения. Вот как обращаются к духу Чингисхана при жертвоприношениях:

“Волею Высокого Неба рожденный,

великий божественной славы носитель,

государств мира покоритель,

божественно рожденный Чингисхан!

Потомок славного Тэнгри,

преисполненный величия и сил,

без наставлений мудрых,

имеющий нерушимые законы,

славно рожденный Чингисхан!”

в таком обращении ярко выражена любовь народа к Чингисхану. Ведь Чингис вошел в историю монгольского народа, как хан – защитник, объединитель, как мудрый и справедливый правитель.

В тяжелые годы для монгольского государства, в периоды междоусобиц, во время жестокого манчжурско-китайского ига, последовавшего за ними, Чингисхан был опорой духа монголов, примером для подражания. Народ ждал от своих правителей, его потомков, точного следования делу их предка – сохранения великой монгольской нации, государственности, нерушимости границ, заботы о благосостоянии народа, его традициях, культуре, образовании, о точном исполнении его морального кодекса и степных законов, не позволяющих обижать народ. И хотя с современных позиций многое нам может показаться обратным, деяния и законы Чингисхана жестокими и несправедливыми, но в то жестокое время, когда жил Чингис, не было другого варианта решения поставленных задач. И, учитывая все это, мы можем сказать: Чингисхан был просто великим человеком своего времени.

Приложение.

Билик и Джасак. Некоторые изречения Чингисхана. Отрывки из Великой Ясы.

(дошедшие в переложении армянских, персидских, китайских и позднемонгольских источников)

Билик.

П.3. постоянно овладевай новыми знаниями, ибо человек без свежих знаний, как камень в глубоком омуте – исчезает.

П.4. всякий кто может вести в порядке свой дом, может навести порядок и в государстве. Большое начинается с малого.

П.6. начальник, не справляющийся со своими обязанностями будет низведён, а простой воин (его подчиненный) отвечающий по своим способностям необходимым требованием будет возвышен.

П.7. полагайся только на проверенную информацию. Прежде чем употреблять что-либо, посоветуйся как минимум с тремя специалистами в данном деле.

П.8. идя на прием к начальнику, не проявляй инициативу, а дождись, пока тебя спросят, дабы слова твои не пропали даром.

П.9. надёжным можно назвать лишь того человека, который предан тебе не только в дни, когда тебе сопутствует удача, но и в дни неудач и в дни, когда тебя все оставят.

П.10. прославляй своё имя добрыми делами в мирное время, доблестью в военное. И с тем же рвением должно молить усердно Бога и с смиренным сердцем просить укрепления на пути истинном, с восьми сторон света, дабы древний Господь установил на всех сторонах света Закон.

П.11 будь в мирное время подобен телёнку – немногословен и не кичлив, но на войне, подобно охотничьему соколу – следует браться за дело смело и с криком.

П.12. всякое серьёзно (одухотворенно) сказанное слово – могучая сила.

П.13. познавай себя и других

П.14. в доме всё похоже на хозяина. Хорошие качества мужей узнаются по хорошим качествам жён.

П.15. поступай во всём согласно закону Всевышнего, и тогда путь твой будет лёгок.

П.16 храбрость и решительность в поступках, должно всегда сочетать с осторожностью.

П.17. ориентироваться в нагрузках нужно всегда на слабейшего, ибо сильный не ощущает всех тягот так, как слабый. Поэтому и начальствовать подобает тому, кто сам чувствует жажду и голод и соразмеряет с этим положение других, а, следовательно, будет лучше о них заботиться.

П.18. опыт и сноровка, как разума, так и тела рождаются в постоянных тренировках.

П.19 помни, что все, что ты имеешь от рождения – заслуга твоих предков! Чти свой род!

П.20 человек, пьющий вино и водку, когда опьяняется, не может ничего видеть и становиться слеп. Когда его зовут, он не слышит. Когда с ним говорят, он не может отвечать. Пьяный подобен мертвецу. В вине и водке нет пользы для ума и искусства, нет также добрых качеств и нравов; они располагают к дурным делам, убийствам и распрям; лишают человека вещей, которые он имеет, и искусств, которые знает, и становятся постыдны путь и дела его, так что он утрачивает путь истины. Жадный к вину и водке, не может произвести великих дел, мыслей и великих учреждений.

П.21. прежде чем начать битву за правое дело нужно подобно нашим предкам взойти на гору (холм), развязать пояс, и положить его на шею, развязать все узлы в одежде, пасть на колени и сказать, по способу и определению древних: “О, древний Господь! Я есмь ищущий возмездия и мщения. Если знаешь, что это намерение моё правое, ниспошли свыше в помощь мне силу и победоносность и повели, чтобы мне помогали свечие ангелы, и люди, и стихийные духи оказывали мне вспоможение.”

Так возносили они смиренно свои мольбы, и лишь после того отправлялись в путь и по причине их чистоты и правого намерения Господь даровал им победы и над врагами в сотни раз превосходившими их силой и мощью.

П.22. задача Государя – заботиться о благосостоянии своего народа.

П.23. нарушивший закон один раз – увещевание словом

дважды – ссылкой

трижды – тюрьмой

если и после того не образумится – смертью (казнь)

п.24. как военачальник, так и простой воин должны во всём содержать порядок, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

55. Изучайте разные законы, сравнивая, приноравливайтесь к ним! Для разных дел нужны опытные, учёные люди! Тот человек выше множества множеств, который обладает знанием!.

56. В высоких горах ищите проход, в широком море ищите переправу. Если далеко отправился, то хоть и трудно, но иди до конца! Если тяжесть поднял, то, хоть и трудно, но подними её!.

57. Правление ханское не должно блуждать в темноте, Хан ошибаться не должен! Поступай по своей совести – будь твёрд, не склоняйся, точно верхушка сосны в сильный ветер, на чью-либо сторону. Не пренебрегай словами своими, не горячись с почтенными людьми, не кричи на людей громким голосом! Не сплетничай, не болтай по пустякам! Не ходи растрёпанным!

58. Если много говорить станете, то много ли пользы будет от слов.

59. Словам дурных людей не предавай веры!.

60. Подобно птенцам лебедя не ходи, переваливаясь, не возгордись, не важничай понапрасну!

61. Тот кто может содержать в порядке свой дом, может навести порядок и в государстве; кто умеет, как полагается командовать десятью людьми, тому можно доверить командование и над десятью тысячами .

 

Джасак.

  1. Прелюбодей предаётся смерти без всякого различия.
  2. Повинному в содомии – также смерть.
  3. Ложь, обман и лжесвидетельство наказываются смертью.
  4. Смерти повинен мочившийся (осквернивший) в воду и на огонь.
  5. Лженамеренное банкротство наказуется смертью.

11. Уважай все религии, но будь верен вере Предков.

12. Нельзя есть в присутствии другого не предложив ему участие в трапезе; есть одному более товарищей, шагать через трапезный огонь и блюдо на котором едят.

13. Если человек проезжает мимо трапезничающих, он имеет право присоединиться, и никто не должен запрещать ему это.

19. Жёны обязаны разделять тяготы жизни мужей.

23. Даже самый старший военачальник, должен подчиниться и простому солдату, посланному повелителем, и исполнять все его приказания, даже если они лишают его жизни.

29. Укравший обязан возвратить девятикратно, иначе – смерть.

30. Возлюби ближнего, как самого себя.

31. Почитай старших.

32. Подавившийся на пиру, а также ступивший на порог – карается смертью, ибо это верный признак недобрых замыслов провинившегося против хозяина.

36. Строжайше запрещено пользоваться чем-либо из вещей покойного, за исключением законных наследников.

  1. Если кто-нибудь в битве обронит что-нибудь из багажа, следущий за ним должен возвратить упавшее владельцу. Иначе – смертная казнь.

20. Каждый воин обязан десятую часть добычи отдавать в казну.

27. За небрежность, попустительство в чем-либо – наказание палками.

28. Долг каждого здорового мужчины – служба Отечеству.

22. Должностные лица, нарушающие долг службы, подлежат казни.

23. Императором, может быть лишь провозглашённый таковым народом.

53. Браки I и II степени родства – воспрещаются.

54. Никогда не используй насилие прежде других мер, я пользовался и иными различными методами, потому и достиг многого”.

Источники и литература.

Источники.

  1. Алтан Тобчи.-М.,1973
  2. Армянские источники о монголах.-М.,1962
  3. Бичурин И. История первых четырех ханов из дома Чингисова.-Спб.,1829
  4. Книга Марко Поло.-М.,1962
  5. Козин С.А. Сокровенное сказание.-М.,1941
  6. Магакия А. История монгалов.-Спб.,1871
  7. Материалы по истории и филологии Центральной Азии.-Улан-Удэ.,1962
  8. Мен-да бей-лу.Полное описание монголо-татар.-М.,1975
  9. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах.-М.,1965
  10. Патканов К.П. История монголов по армянским источникам.-Спб.,1873
  11. Путешествие в восточные страны Плано карпини и Рубрука.-М.,1957
  12. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. т.1-3.-М.-Л.,1946-1952
  13. Cи ю цзи.- Спб.,1866
  14. Цаган Эрихэ.-М.,1959
  15. Чаган тэукэ.-М.,1974
  16. Шара туджи.-М.,1957
  17. Шен-ву-цин-чжен-лу.-Спб.,1877
  18. Юань-чао-би-ши.-М.,1965
  19. Guwajni.A.M.The Histori of World- conguerer.vol.1-2.-Manchster.,1958

Литература.

  1. Арабески истории.т.1-8.-М.,1994-1997
  2. Бартольд.В.В. Сочинения.т.1-9.-М.,1963-1973
  3. Васильев В.П. К хронологии Чингисхана.-Спб.,1890
  4. Вернадский.Г.В.Монголы и Русь.-Тверь.1997
  5. Вернадский Г.В.О составе Великой Ясы Чингисхана.-Брюссель.,1939
  6. Владимирцов Б.Я.Чингисхан.-Б.-Спб.-М.,1922
  7. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов.-Л.,1934
  8. Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии.-Н.,1990
  9. Всемирная история. т.8.Крестоносцы и монголы.-М.,1996
  10. Всемирная история и Восток.-М.,1989
  11. Горлов Н. Полная история Чингисхана. -Спб.,1840
  12. Григорьев В.В. Об отношении между кочевыми народами и оседлыми государствами.//ЖМНП.1875.№3
  13. Грумм-Гржимайло Г.Е.Западная Монголия и Урянхайский край .-Л.,1926
  14. Гумилев Л.Н.Древняя Русь и Великая степь.-М.,1989
  15. Гумилев Л.Н.От Руси до России.-М.,1991
  16. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.-М.,1993
  17. Гумилев.Л.Н. В поисках вымышленного царства.-М.,1994
  18. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.-М.,1993
  19. Далай Чулууны. Монголия в XIII-XIVвв.-М.,1983
  20. Древнемонгольские города.-М.,1965
  21. Жамцарано И. Культ Чингиса в Ордосе. Из путешествия в Южную Монголию.\\ Центральноазиатский журнал.- 1961.-№3
  22. Иванин.М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских народов при Чингис-хане и Тамерлане.Спб.1875
  23. Из истории международных отношений в Центральной Азии в средние века.-А.-А.,1990
  24. Исследования по истории и культуре Монголии.-Н.1989
  25. Исследования и материалы по Монголии.-У.-У.,1974
  26. История Востока.т.2.Средние века.-М.,1996
  27. История Монгольской Народной Республики.М.1954;1967;1983
  28. Майский Н.И. Чингисхан//Вопросы истории.1962.№5
  29. Марков Г.Е. Кочевники Азии.-М.,1976
  30. Мартынюк А. Аб нацыянальнам характары манголау.//Беларускi гiстарычны часопiс.1996.№ 1
  31. Оссон к де. История монголов от Чингисхана до Тамерлана.Иркутск.1937.
  32. Татаро-Монголы в Азии и Европе.-М.,1977
  33. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации.- М.1984
  34. Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.-М.,1993
  35. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана .//Евразийский временник. Берлин. 1925.
  36. Труды БИОН Б.ф. СО АН СССР.-У.-У.,1968,1974,1976
  37. Труды БКНИИ СО АН СССР.-У.-У.,1962,1965
  38. Хара-Даван Э. Чингисхан - как полководец и его наследие.-Элиста.,1991
  39. Ховорт.Г. Чингисхан.-Ташкент.,1911
  40. Цыденжапов Ш.Р.Тайна Чингисхана.-У.-У.,1992
  41. Чингисхан и его наследие.//История СССР.1962.№5
  42. Эрдман Ф. К истории Чингисхана .-Казань.,1844
  43. Якубовский А.Ю. Монгольская империя.//Исторический журнал.1940.№3
  44. Haenisch.E.Die Kulturpolitik des mongolischen Weltreichs.-B.,1943
  45. Heissig W. Dschingis Khan-ein Weltreich zu Pferde.-Koln.,1985
  46. Heissig W. Die Mongolen: ihre Geschichte und Kultur.-Franfurkt/main.,1989
  47. Spuler B.The Mongols in History .-Z., 1968

 

© Лушников О.В. 1994г.


Последнее обновление
11 Января, 2011

XV авестийский
тур-фестиваль
Байкал и Монголия 2011

 

 


 

Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции
Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

Дизайн© 2007, Пермская Авестийская Школа Астрологии
Web-дизайн Provida

TopList Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb OVUM.RU - поисковый каталог для Искателей Истины