Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

perm-asha.chat.ru
Пермская Авестийская Школа Астрологии П.П.Глобы

Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

 

Философская концепция зороастризма

 

Доска объявлений

Астрокалендарь

Книга, статьи, рефераты


"Путем Заратуштры" ,Тур-фестиваль

Фотоальбомы

Фотографии


Ссылки

 

Введение

Глава 1 : Зороастрийский космогенезис и эволюция мироздания

Глава 2 : Зороастрийская этика – философия жизни

Заключение

Список использованной литературы


Введение

“Вахви Даэна Маздаясни”- добрая вера почитателей Мазды, “маздеизм”, “заратуштризм”, “учение магов”, как только не называли зороастризм – самую древнюю из мировых религий откровения, оказавшую на человечество прямо или косвенно, больше влияния, чем какая либо другая вера . Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, даосизм и многие другие мировые религии в своей основе базируются на идеях и ценностях впервые провозглашенных в зороастризме . Многие философские школы также в той или иной мере использовали отдельные положения зороастризма ( Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт, Гегель, и др. ).

Причем в отличие от ушедших в историю религий Древнего мира, ровесников зороастризма, верования, провозглашенные пророком Заратуштрой, все еще признаются людьми во всем мире. По официальным данным, сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев.90000 из которых живут в Индии (“ парсы ”), 20000 в Иране (“ гебры ”), 4000 в Пакистане, 15000 в США и Канаде. 3000 в Великобритании. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке, Германии, Швеции, а с недавнего времени и в Таджикистане, Москве и Санкт-Петербурге.

Зороастризм был уже стар, когда появились первые упоминания о нем в исторических источниках . Корни его уходят в очень далекое прошлое. Но иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в живом зороастризме сохранились элементы, восходящие к древнеарийской эпохе. Перемешавшись с позднейшими представлениями, эти элементы делают зороастризм религией чрезвычайно насыщенной разными компонентами. И изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того , отдельные положения этой благородной религии уникальны и замечательны. Они дают возможность вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь. Учитывая все выше сказанное, следует еще раз подчеркнуть необходимость иметь четкие представления об основных положениях этой древнейшей философской системы.


Глава 1 : Зороастрийский космогенезис и эволюция мироздания.

Зороастрийская религия основана на древнеарийской вере и уходит корнями в глубочайшую древность. Арии, предки всех индоевропейских народов, согласно их преданиям, зафиксированным в Авесте и Ведах, пришли из Заполярья, где до потопа и ледникового периода находился теплый цветущий материк Арктида (“ Хванираса ”). Однако реальная их история начинается с III- II тыс. до н.э. в Среднем и Южном Приуралье, откуда они распространились по всей Евразии в западном, южном и восточном направлениях. Арийские племена не были едины в политическом отношении, однако составляли этнокультурную общность. Но в следствии междоусобных войн и расселения племен по территории Евразии, со временем, и в культуре и в языке стали усиливаться различия, даже между такими близкими народами, как индийцы и иранцы, что нашло свое отражение в Ведах и Авесте .

Как и другие религиозные традиции, зороастризм, имеет свой канон ,свое понятие греха, свои ритуалы и свои священные книги. Но несмотря на кажущуюся схожесть всех религий, каждая из них отличается подходом, внутренним содержанием и стержневой идеей, на которую нанизываются все остальные понятия.

Одной из особенностей зороастризма, является то, что он не относится в полной мере к книжным религиям, несмотря на то ,что количество священных книг Авесты больше, чем в любой другой религии ( 21 книга ). Зороастрийцы считают священные писания всего лишь книгой, но вера в их понимании, есть нечто большее, чем просто следование канону, вера- это живой огонь, горящий в душе, внутреннее мерило добра, правды, совести, способности искренне обращать свой взор к Свету.

Возможно по этой причине, Авеста была записана относительно недавно, всего несколько сот лет назад ( VI в. н. э.), но многие тысячелетия до того она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и при этом не искажалась, не теряла ни сути ни формы. Так как неизменной через тысячелетия прошла основная идея – разделение добра и зла, непримиримое отношение ко лжи, и к искажениям, как к полулжи. С детства зороастрийцы привыкали к чистым мыслям,честным словам и добрым делам, к нерушимостти договора и святости традиций предков.

Сохранившаяся Авеста состоит из Видевдата (“Закон против демонов”, 22 главы ), Виспереда (“Всем владыкам”, 24 главы ), Ясны (“Литургия”, 72 главы ), Яшта (“Почитание”, 22 гимна изэдам ) и так называемой “Малой Авесты”, включающей Ньяишн, Гах, Зирочак и Афринаган. Остальные утраченные по тем или иным причинам части во многом восполняют произведения среднеперсидской религиозной литературы, пересказывающей подлинники.

Как уже отмечалось выше, зороастризм-религия откровения, которое получил ее основатель, пророк Заратуштра, в 30 лет, когда ему явился “Мудрый Господь”и разъяснил ему сущность новой религии – единобожие.

Космогенезис зороастрийцев - одна из уникальных религиозных и философских концепций, поражающая уровнем своей абстракции. Ведь в основе сущности всего мира, так называемый Абсолют Абсолютов, согласно представлениям зороастризма лежит Зерван - бесконечное время и бесконечное пространство. Неправда ли , напоминает нам представления о Вселенной принятые в современной науке ? Что еще раз подчеркивает универсальный характер мифа как системы знаний, которую каждое поколение может трактовать на новом уровне.

Итак, Зерван - изначальная точка Вселенной, имеющая возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям , произвел двух братьев, которые должны были сотворить два мира - видимый и невидимый, но один из них, ангроманью, в результате своего выбора не стал участвовать в творении , поэтому Ахура-Мазда взял на себя задачу создания двух миров. Таким образом в основе создания нашей Вселенной лежит сознательный выбор Ахура-Мазды в сторону творчества и созидания, а ангроманью стал воплощением противоположного принципа - Паразитизма, что и было обозначено в Авесте как сущность зла. И именно сознательный выбор между творчеством и паразитизмом является главным для человека, как отражение космической мистерии борьбы добра и зла во Вселенной.

Мир в Авесте состоит из трех частей-мира духовного ( Меног ), мира физического ( Гетиг ), и мира соединяющего эти два ( Ритаг ), изображенного в виде моста Чинвад. Таким образом оба мира - видимый и невидимый принадлежат Богу-творцу, Ахура-Мазде. Сперва Ахура-Мазда создал все в духовном мире, а затем придал всему материальный вид. Причем материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное, потому что совершенные создания Ахура-Мазды получили в нем свою Целостность. Однако материальный мир , в отличие от духовного , был уязвим для сил зла. Ахура-Мазда ( Хормазд ) был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ангроманью ( Ахриман ) же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен во Бесконечную тьму. Между ними была Пустота (Вайю), но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная тьма были конечны. Ангроманью, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел Свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир и предложил ему договор на 9000 лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен , что таким образом сделает ахримана бессильным, ограничив его во Времени. Затем Хормазд произнес молитву "Ахунвар" и показал духу разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, Воскрешение, Последнее тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву ахриман упал во тьму на 3000 лет. За это время Хормазд создает шесть архангелов, Амеша-Спента ("Святые Бессмертные"), которые в тоже время являются его собственными аспектами ( эманациями, проявлениями ), и семь благих творений, которым они покровительствуют. Имена Амешаспента таковы : Вохуман (Благая Мысль ), Аша-Вахишта ( Наилучшая Истина, и Миропорядок ), Кшатра-Варью ( благодатная Власть ), Спента-Армаити ( Святое Благочестие ), Хаурват ( Целостность ) и Амертат ( Бессмертие ). Порядок же материальных творений таков: огонь (Аша-Вахишта ), небо ( покровитель его Кшатра-Варью ), вода( Хаурват ),Земля (Спента-Армаити ), растения ( Амертат ), Первобык ( животные ) (Вохуман ), Первочеловек-Гайомарт ( люди )( покровителем которого стал сам Хормазд ). Оклемавшись от удара молитвы Хормазда, ахриман, пышущий злобой и завистью к чужому творению, создал сонмы бесов, каждый из которых являлся олицетворением пороков таких как ложь, похоть, гнев, лень и т.п. и противостоял творению Хормазда, вторгся в Благой мир и погубил его совершенство: разрушил небесную твердь, сделал воду соленой, наполнил землю ядовитыми тварями, создал пустыни, иссушил растения, убил единотворного быка и Первочеловека и испортил огонь дымом ( не сумев, однако, осквернить его в целом ), нанеся вред всем благим творениям. Однако небо сумело закрыть трещину, и ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен.

Таким образом вместе с вторжением духа зла в Благой мир, закончилась эпоха Творения. Вообще , зороастризм, содержит учение о трех эрах: Творение, Смешение, Разделение, включая в себя идею развития мира. Каждая эра продолжается 3000 космических лет, отражая новую стадию развития мира и человечества. Эра Творения, отражает существование мира в идеальном состоянии, эра Смешения - мир отягощенный вирусом зла, эра Разделения - поляризацию всех сил Добра и зла и их великую битву, за которой следует Фрашегирд - Страшный Суд, с которым заканчивается существование зла, но не заканчивается существование мира.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что зороастризм, не является дуализмом, как это иногда ему приписывается, хотя элементы последнего ему присущи, впрочем, как и многим другим религиозным концепциям ( например христианству ). Зороастризм - последовательный монотеизм, где Бог и дьявол, не являются равновеликими, где нет противопоставления духа и материи, а где лишь отмечается временное искажение этого второго, изначально благого начала. Дух и материя никогда не противопоставлялись друг другу в зороастризме, напротив, здесь впервые прозвучал тезис о том, что они не могут развиваться и существовать отдельно, а являются взаимодополняющими частями мироздания. И где материя ни в коем случае не может считаться злом. В связи с чем очень важно следующее заявление зороастризма - зло было, есть, но его не будет.

Кроме того, зороастризм впервые разрешил “загадку сотворения мира”- почему совершенная и самодостаточная Первосущность создает столь несовершенный мир, где ее создания то и дело страдают от мук ? Зороастрийцы не считают что Бог сработал свой мир неумело или небрежно и он не “раскаивается” в этом как библейский Иегова, напротив материальный мир является тем самым местом в котором идеальные творения Хормазда получают возможность самореализоваться, стать полноценными сущностями, причем мир этот является для ахримана западней, в которой он будет, в конце концов истреблен. Таким образом полем битвы двух духов является материальная вселенная и населяющее ее человечество. Причем человек занимает в этой космической битве Добра и зла не последнюю роль. На самом деле вирус зла очень силен и опасен, поэтому Хормазд до вторжения зла призвал на совет Фравашей, души предков всего человечества, предложив им сделать выбор - или остаться в духовном мире и нуждаться в постоянной защите Хормазда, т.е. остаться инфантильными, или же воплотиться в материальном мире и пройти через искушения злом и помочь Хормазду в его борьбе с ахриманом, ибо вера зороастризма в окончательную победу добра, сравни вере солдат на войне в неизбежность своей победы, но на самом деле все зависит от выбора творений Хормазда и особенно его лучшего произведения - Человека.

Ни одна мировая религия, ни одна философская концепция кроме зороастризма, не ставила человека на такую высоту. Человек в зороастризме не “раб божий”, но соратник Бога в всеобщей борьбе со злом. Причем Хормазд настолько добр, что не посылает человека на передовую линию, пока не получает его согласия. И именно благодаря сознательному выбору человека в каждую минуту его жизни возможна победа Добра.

Сущность зла по представлениям зороастризма не в субъективных восприятиях “хорошо-плохо”, а в самой сущности мира, причем попавшее туда извне, как вирус опасной болезни - Паразитизма. Зло не является естественной необходимостью для развития мира, для полноценного организма нет необходимости жестоко болеть, чтобы развиваться. Сами понятия “добра” и “зла” появляются лишь после проникновения вируса паразитизма в благой мир, прийдя на смену понятию “гармоничная целостность”. Зло не является ни одной из сторон закона “единства и борьбы противоположностей”, а следовательно является лишь внешней помехой для естественного процесса качественного развития мира. Зло импотентно по своей природе, оно не способно к производительному созиданию, а способно лишь паразитировать на более совершенных системах. Зло черпает энергию для своего существования лишь в творческом потенциале божественных творений, особенно людей, временно одурманенных им. Однако любая паразитирующая система обречена на самоуничтожение, что и провозглашает зороастризм. Однако для победы над вирусом зла необходимо прежде всего выработать иммунитет против него, чем ограничить его возможности и замкнуть зло на самое себя. Для чего требуется правильный выбор всего человечества. Что и провозглашается в Символе Веры зороастризма- отречение от следования “злым мыслям, злым словам и злым делам”.

Зороастризму также принадлежит и первый миф об андрогинах. Так, согласно “Бундахишну”( Сотворение основ ), после гибели Первочеловека, из его семени вырос одинокий неразветвленный стебель ревеня на котором появились первые люди Машие и Машиана . Позднее они разделились и приняли человеческую форму, ставши родоначальниками всего человечества.

Человек в зороастризме по своей природе - духовная сущность, и его душа предшествует телу. Однако и душа и тело - творения Хормазда, и душа не является вечно предсущей, как во многих других религиях.

Духовная иерархия зороастризма включает в себя, помимо уже перечисленных выше Амешаспента, еще множество других ангелов - божеств, называемых “Изэдами”, отражающих различные аспекты миропорядка. Во-первых это “другие Ахуры”- Митра ( божество Закона, Договора лежащего в основе мироздания ) и Апам-Напат (Варуна, Внук вод, потрясатель земли, громовержец ), которые имели в древнеарийской ( дозаратуштровской ) традиции эпитет “ахура”-Господь, наряду с Ахура-Маздой, и во многом сохранили свое особое положение и в зороастризме. Так Митра стал фактически “космическим прокурором”, контролировавшим поведение людей при жизни, а также ,вместе со своими помощниками Сраошой ( Послушание ), Вертрагной ( Бесстрашие ) и Рашну ( Справедливость ) чинившим посмертный суд и воздаяние.

Другие Изэды , также являлись персонификацией различных явлений. Так Ардвисура-Анахита, отвечала за плодородие и воды, Даэна и Чиста являлись воплощением Веры и Знания, Хваршат - Солнца, Мах - Луны, Тиштар - всех звезд ( а также победы над засухой ), Асман – неба, Зем (знаменитый Сим-сим, Сезам в сказках 1001 ночи )- таинств земли, Вата - ветра, Вайю - космической пустоты, разделяющей Свет и тьму, и т.д. Всего старших Изэдов насчитывалось 32. Особое место занимал Атар -“Священный Огонь”. Зороастрийцев даже иногда называют “огнепоклонниками” из-за особого к нему отношения. Огонь занимает одно из главных мест в зороастрийском каноне. Согласно Гатам, Огонь- это священная искра, символизирующая Божественную жизнь. Огонь представляет природу на ее высшем уровне - Свет против тьмы. Огонь - величественный символ Закона, энергии, силы, света и сияния. Движение пламени вверх означает духовный рост. И наконец главное, Огонь открывает божественный канал общения с Творцом. Кроме того, Огонь является объединяющим, связующим все благие творения компонентом. Он - первая из стихий, возникших при сотворении Вселенной, представляющий собой плазменное состояние вещества. После первичного взрыва Вселенной, остывшая плазма послужила материалом для создания мира. Ахура-Мазда произвел Огонь из самого себя. А в силу того что человек создан по образу и подобию божьему, то и в нем также проявляется Огонь через Огонь Духа, искру божью, начало самосознания и творческий дар. И задача человека раскрыть этот дар в себе, проявить себя как творца. Огонь сохранил в себе частицу первоначального, неоскверненного дьяволом, творения, он хранит в себе небесную благодать – Хварну, которую можно заслужить идя путем Правды, Чести и Истины. Огонь не только сам чист, но и способен очищать другие благие творения. Так как например для того чтобы победить болезнь, восстановить утраченную целостность организма, необходимо иногда увеличить температуру тела, и внутренний жар “сожгет” болезнетворные вирусы. Зороастрийцы различали 9 различных “видов огня”, отражавших соответственно источники жизненных сил , внутренней энергии в различных творениях.

Зороастризму принадлежит так же идея баланса между проявлением индивидуальности личности –Хварны, и стремлением к коллективизму, к общему, общественному единому потоку, направленному на борьбу со злом, - Хаоме. Кстати говоря в зороастризме существует также концепция, что тело человека, является истинным зеркалом его внутренней сущности. Существовала целая система знаков и мет на теле- “сигнатур”, знаков Хварны ( божественной отмеченности, характеризующие человека как последователя Ахура-Мазды ) и Антихварны ( отметин ангроманью ).

Зороастризм первым ввел и понятие “личного посмертного суда” над душой, за деяния которые она совершила при жизни, а также и идею Страшного суда и Воскрешения. Этот суд возглавляет Митра, которому помогает Рашну, держащий весы правосудия, где взвешиваются все добрые и злые дела. И тогда человеку является его Совесть, которая принимает либо облик прекрасной девы, либо безобразной старухи-ведьмы. И мост перехода в иной мир, мост Чинвад, либо становится широким и устремляется вверх, либо сужается, как лезвие бритвы и совесть-ведьма тянет человека в ад, где грешник переживает “долгий век страданий, мрака, гнили и скорбных стонов”. Поэтому для зороастрийца важно не грешить . а потом каяться, а просто не участвовать в злых делах, так как от проявления его Свободной воли, его выбора зависит будущее мира. Однако даже в раю, до Фрашегирда, окончательной победы над злом и освобождения от него мира не суждено полного блаженства. И лишь после того как произойдет самопожирание зла злом и мир будет очищен расплавленным металом ( огненная ордалия во вселенском масштабе ), наступит Воскрешение праведников и установление Божьего царства на земле, а не в каком-то иллюзорном раю, ибо изначально сама земля – рай! Наступят всеобщее благоденствие и радость. Горы и пустыни уступят место гладкой равнине, но навсегда останется разнообразное множество растений и живых существ. Что же касается грешников, то и здесь зороастризм более либерален и гуманистичен. Ад в зороастризме скорее напоминает христианское “чистилище”, где грешники не “горят вечно в геенне огненной”, а отработав свои грехи, все без исключения будут прощены и войдут в восстановленный Благодетельный мир. Так как в зороастризме Бог не осуждает свои создания на вечные муки за грехи , совершенные в ограниченном времени и мире одурманенном злом. Что еще раз подтверждает справедливость самоназвания зороастризма – Добрая религия.

Зороастризм породил также и идею Мессии - Спасителя человечества, который будет являться в мир при каждом повороте мировой истории (на смене Эпох ). Причем, что особенно интересно, так это предсказание в Бундахишне рождения второго Саошианта ( Спасителя ) от девы. Что возможно и обусловило появление у колыбели Иисуса Христа легендарных магов - волхвов, как называли тогда последователей Заратуштры.

Такой в общих чертах выглядит онтология зороастризма.


Глава 2 : Зороастрийская этика – философия жизни.

Как и во многих других религиях этика зороастризма отражает практическое применение основных положений веры. Среди многочисленных проблем, которые она затрагивает, хотелось бы остановиться на важнейших, таких как отношение к человеку, к природе, к труду, к богатству, к семье, к власти и государству, научным исследованиям, вопросам свободы выбора человека, соотношения целей и средств их достижения, а также смысл жизни и понимание счастья в зороастризме.

Проблема зла, свободы выбора человека и целостности мира.

Как уже рассматривалось нами, проблема добра и зла – главная проблема всей философии зороастризма. Зло – разрушительный паразитический вирус поражающий человека на трех уровнях – тела, души, духа, проявляясь как злая мысль , злое слово, злое дело. Еще одними из самых главных атрибутов зла являются насилие, ложь, искажение истины и пожирание времени, которое – драгоценно. Поэтому человек тратящий время по пустякам, или отнимающий его у других – служитель зла. Но зло не вечно, человечество в силах его уничтожить, лишив его подпитки своими негативными поступками.

Канон зороастризма гласит , что все в мире взаимосвязано. И каждая частица единого и гармоничного мира вбирает в себя весь закон мироздания. Человек – частица неделимого вселенского организма , он не “игрушка богов”, а сущность обладающая самосознанием и свободой выбора, в том числе и своей судьбы, однако при этом нужно помнить, что эта свобода ограничивается результатами того выбора который человек уже сделал, т.е. свобода в рамках определенного коридора, но ширину его человек может контролировать сам, что прививает человеку ответственность за свои поступки, за свой выбор. Человек – творец, и прежде всего творец самого себя и себе подобных . Поэтому одной из задач способствующей раскрытию творческой природы человека является произведение на свет достойного потомства, как высшей степени творчества, в которой человек уподобляется Творцу.

Весь мир вокруг нас – единый организм. Каждый человек хоть и самостоятелен и имеет право выбора, все же частичка этого организма. И состояние мира во многом зависит от поведения человека. Губя природу, человек следовательно губит что-то и внутри самого себя. Осквернение стихий – воздуха, земли, воды и огня, создание мусора – приравнивается в зороастризме к самым страшным грехам, таким как воровство или убийство. Так как природу нужно беречь не только потому что водой из отравленного колодца можно и самому отравиться, а еще и потому что полноценный человек не может жить в неполноценном мире. И наоборот, неполноценный мир может породить только уродов, так как здоровье всего мира и человека в частности лежит прежде всего в целостности и гармонии.

В связи с этой экологической проблемой в зороастризме очень остро стоял вопрос о погребальных обрядах. Ни одна стихия не должна быть осквернена соприкосновением с трупом . Мертвых было принято относить на высокие, сухие, каменистые места, а впоследствии специальные “башни молчания” – дахмы, где закрепляли, чтобы звери или птицы не растащили кости и чтобы части трупа не осквернили какую-либо стихию, например воду. Очищенные от разлагающихся тканей и выжженные солнцем кости собирали и захоранивали в специально отведенных местах. Что может быть связано возможно с какой-либо страшной эпидемией, поразившей древнеарийские племена в далеком прошлом. Однако в современной погребальной практике принято хоронить умерших в специальных цементированных гробах.

Материальная вселенная, Земля, для зороастрийцев была не временной темницей с плохими климатическими условиями и разбойниками -соседями по камере, а светлым божественным творением, хоть и временно оскверненным, но живым и бессмертным. А потому, долг человека, не ждать сложа руки “рая небесного” и восстановления этого мира в чистоте чужими руками, а хоть и немного, но уже сейчас, самому, внести в этот мир частицу красоты и гармонии, частицу рая, приближая тем самым окончательный разгром ангроманью. Каждый человек должен посадить в своей жизни хотя бы одно дерево. Обработка земли, приумножение ее богатств – одна из святых задач человека. И следовательно не должно быть ни какого насилия над природой, в том числе и в сельскохозяйственной области, никаких “мичуринских”и “лысенковских” экспериментов, никакой химизации.

Также отрицательно относятся зороастрийцы и к научным экпериментам в области генетики, так как любое нарушение целостности может привести к порождению монстров и следовательно служит злу. И действительно как уже не раз показывала историческая практика (например создание атомной бомбы ), не всякая наука является двигателем прогресса. Зороастрийцы, проявляя в этом свой разумный консерватизм, считают, что нужно всегда сопоставлять цели и средства их достижения , и опираться на мораль, иначе исследования могут завести не к тому, чего хотели те или иные ученые.

Взгляды зороастрийцев на идеальное устройство общества и государства.

Зороастрийцы одинаково плохо относились как к демократии, так и к деспотии, считая их обратными сторонами одного и того же – власти бюрократов, ханжей, плагиаторов, людей без хварны, а следовательно - властью зла. Вообще, понятию Хварны ( харизмы ), божественной благодати, которая выражалась в наличии пророческого, стратегического, дипломатического и этического талантов, они отводили очень большую роль. Правителем мог стать только человек обладающий хварной. Правитель должен быть не просто хорошим человеком, а должен уметь различать добро и зло, чтобы принимать не тривиальные решения, должен с одной стороны идти впереди своего времени, быть реформатором, не зацикливаться на прошлом, но с другой стороны – опираться на накопленный веками опыт и разумный подход. По мнению зороастрийцев, лучшая власть – монархия, но не в классическом ее понимании, а наподобие президентской республики с широкими полномочиями, ограниченная собором из наиболее талантливых представителей всех слоев населения. Где царь не из династии, а выбираемый всем народом. Он должен был пройти специальную подготовку, впитать все традиции и знания, быть абсолютно образованным человеком. Но все это при условии изначального обладания им хварной. Считалось, что люди не обладающие выше перечисленными талантами не имели права руководить государством. Хварна – это больше чем просто талант, так как последний мог быть односторонним, развивающимся в ущерб всему остальному, что может привести к извращениям, уродству. Хварна – это мудрость плюс совершенство. Причем, выполнив свою миссию , царь должен был заранее подготовить себе преемника и сам уйти от власти, как свободный человек.

Отношение к материальным благам.

С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии – одна из главных задач праведного человека. Отношение зороастризма к жизни таково, что она считается божественным даром, и следовательно должна быть прожита достойно. Человек должен уметь зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность жить достойно. Деньги – источник свободы, и человек имеющтй материальные блага может свободно творить. Но низкий уровень использования денег ведет к потере свободы. Человек стремящийся к богатству и деньгам как к самоцели ( деньги ради денег ), становится их рабом, а следовательно унижает своё достоинство творца, становится служителем ангроманью. И напротив, если человек духовно растет, накапливает духовные знания и опыт, раскрывает свой творческий потенциал, то тогда ему приходит и поддержка в виде материального базиса. И действительно, зороастрийцы Индии - парсы, являются одними из самымых богатых людей в стране. Правда при зарабатывании денег требовалось соблюдение некоторых правил, избирательного подхода к методам их приобретения. Вот некоторые из них : забота о благе партнера больше, чем о своем собственном; соблюдение святости договора и данного слова, ибо в противном случае происходит оскорбление Митры – изэда охраняющего закон; не приобретение богатства через нарушение целостности мира: за счет болезней, смерти, разрушения экологии, осквернения стихий. Как сказано в пехлевийских назидательных текстах: “Богат тот кто совершенен разумом, здоров, живет без страха, удовлетворен жизнью, полагается на веру и пользуется доброй славой. Хорошо лишь то богатство, что приобретено праведностью”. Зороастризм призывает к активной мирской жизни, т. к. жизнь на земле, а также возделывание земли, увеличение плодородия насущно необходимы для полной победы над ахриманом.

Отношение к жизни борьба с пороками и наработка добродетелей.

Зороатрийцы относились к жизни как к благу, поэтому лень, апатия, расхлябанность, наплевательское отношение к жизни, нежелание ничего делать и жить за чужой счет, паразитизм – считались проявлениями ангроманью с которыми надо было в себе бороться. Вот свойства которыми должны обладать люди стремящиеся к истине и счастью: радость к жизни, наслаждение жизнью, благое продолжение рода ( рождение и воспитание детей ), укрепление семьи, передача традиций, любовь ко всему живому, активная деятельность, энергия, воля, сила направленные на творчество и борьбу со злом ( праведный труд ); стремление к познанию и осознанию законов мироздания, поскольку знание – орудие правды, а практика как критерий истинности вещей, помогающая срывать маски со зла, разоблачать его; борьба против бездумной веры, глупости, тупости, фанатизма; умение создавать вокруг себя благодетельный мир, гармонию, стремление не к расколу , а к объединению с другими людьми (достижение коллективной целостности ); контроль над собой, удаление злобы, соблюдение клятв, преодоление страхов, особенно страха смерти, борьба с бездушием, зломыслием, гордыней, похотью и безверием, преодоление гнева и безразличия, борьба со смешением добра и зла. Главные черты характера которыми следует обладать – это доброта, великодушие, доброжелательность, благородство, правдивость, праведность, щедрость, честность, упорство, старание, уверенность, благодарность, миролюбие, гостепреимство, удовлетворенность тем что имеешь ( довольство малым и довольство своей судьбой ), чувство меры, взаимопомощь и помощь другим, трудолюбие, профессионализм в своей деятельности, исполнение долга, миротворчество, милосердие, творчество, оптимизм, защита земли .

Человек должен также бороться с демонами жадности, клеветы, гордыни, нерешительности, сомнения, неудовлетворенности. И грехами, такими как – гомосексуализм, садомазохизм и прочие сексуальные извращения, а также продажность любви ( проституция ), как осквернение священной производительной функции человека и осквернения таинства любви, момента восстановления, соприкосновения с частичкой андрогинного, райского состояния, состояния пребывания человека в мире до вторжения вируса зла; потворство греху и соучастие ( т.е. пассивная и активная формы ), убийство, самоубийство и детоубийство ( аборты ), идолопоклонничество, ложь, леность, неблагодарность, колдовство, воровство и подстрекательство к нему, неисполнение долга по отношению к родителям, разрушение традиций, трусость, страх, подлость, предательство, нарушение клятвы; осквернение земли – хищнический подход к богатствам природы, злоупотребление властью, цинизм, шантаж, рабство и унижение собственного достоинства, гордыня, самовозвеличивание, навязывание другим своей воли, насильственное осчастливливание, мародерство, травля людей, зависть.

Смешение добра и зла в общем и в деталях, пренебрежение материальными ценностями, искажение истинной сути различных понятий , пессимизм и неверие в эволюционное развитие мира, – осуждались как служение злу.

Чрезмерный аскетизм, монашество, нищенское существование, как и разврат, распущенность и тому подобные вещи в зороастрийском каноне не поощрялись. Везде и во всем должна быть мера, стремление к золотой середине, балансу материального и духовного развития, физического и нравственного благополучия. Так как живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны.

Смысл человеческого существования и триединый путь.

Человек нужен земле так же как и земля нужна человеку. Каждый человек участвует в космической битве добра и зла, и от того, какую сторону примет каждый из нас , зависит насколько долго ещё наш мир будет пребывать в состоянии смешения. Творить благодеяния и бороться со злом главная задача человека. Зло может принимать любые формы, любые обличия. Оно может до поры властвовать в этом мире, оно не пассивно, оно стремиться обольстить и использовать творческие силы одурманенных им людей. Увеличение или уменьшение количества зла зависит только от правильного выбора людей. Поэтому прежде всего человек должен бороться против зла в своей душе, в своем сознании.

Смысл человеческого существования – очиститься от зла и развить свой потенциал творца, осознать единство всего сущего и установить внутреннюю и внешнюю гармонию , вместо вечного страха смерти. Чтобы не служить злу, а стремиться к гармонии и эволюции, необходимо контролировать свои мысли, слова и поступки. В чем человеку помогает следование триединому пути – Благая мысль, Благое слово, Благое дело. Такова главная мысль этики зороастризма.


Заключение

Итак, как мы рассмотрели выше, зороастризм сочетает в себе как типично религиозные догмы, так и рациональные философские идеи, облеченные в религиозно-мифологическую форму. Зороастризм ввел как понятие бесконечности пространства и времени, так и его конечности, дав миру первую диалектическую мысль. Учение о трех Эрах, содержит с одной стороны идею цикличности, воспринятую впоследствии Гегелем, но с другой стороны, в отличие от Гегеля, в зороастризме мировая история не заканчивается на победе Добра над злом, не происходит завершения, эволюционное развитие продолжается до бесконечности, просто весь мир переходит на новый уровень. То есть в зороастризме отражается идея развития мира по спирали, нашедшая свое второе рождение в трудах основоположников диалектического материализма.

Зороастризм не только указал благородное назначение человечества, но и разумно объяснил причину тех страданий, которые человек переносит в своей жизни, видя в них бедствия исходящие от злого духа, а не зависящие от воли Творца. Зороастризм разрешил противоречие идеального и реального миров, объявив их взаимосоставляющими, а не противоборствующими, где именно материальные творения являются определяющими, так как именно в материальном мире, а не в идеальной абстракции, возможно полноценное проявление и развитие вещей. Разрешив тем самым и вечный вопрос о соотношении души и тела, или сознания и материи.

Материализм разрешил этот вопрос как первичность материи - человеческого тела, и вторичность сознания, как свойства проявляющегося только в мозге человека. Философская концепция Зороастризма также считает главной неразрывность души и тела , но не в значении невозможности существования души отдельно от тела, а именно в важности тела для полноценного раскрытия и развития духовной сущности человека. Таким образом, зороастризм совместил в себе и черты объективного идеализма, поскольку творцом Вселенной в нем является Бог, пребывающий однако в бесконечном времени и бесконечном пространстве, т.е. не являющийся в полной мере первопричиной всей вселенной, а лишь творцом конкретно нашего мироздания, разрешив попутно проблему необходимости акта творения, как оружия в борьбе с принципом зла, и диалектического материализма, поскольку наличествует идея бесконечности развития мира и качественных его изменений, а также идея неразрывности и взаимонеобходимости материальной и духовной сущности всех творений и особенно человека. Все выше сказанное, а также идея исконной благости материального существования и плотского тела, идея справедливого воздаяния, непоколебимой беспристрастности мирового закона справедливости, посмертного суда, воскрешения, последнего суда и вечной жизни. Оптимистичекая этика, провозглашающая гуманизм, экологизм, идею золотой середины и баланса материального и духовного развития, ответственность за любое действие и идея личного спасения путем следования благим мыслям, благим словам и благим делам, идея большой роли свободного выбора человека и зависимости от него судеб мира, делают зороастризм одной из самых интересных филосовских концепций в мировой сокровищнице знаний.

Список использованной литературы:

  • Авеста в русских переводах. Спб.,1998
  • Бойс. М. Зороастрийцы, верования и обычаи. Спб., 1994
  • Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии.М.,1983
  • Вестник зороастрийской общины Санкт-Петербурга. 1996-1999
  • Глоба П.П., материалы лекций.
  • Дрезден М. Мифология древнего Ирана. - Мифологии Древнего Мира. М.,1977
  • Зенер. Р.Ч. Учение магов. М.,1993
  • Зервано-Зороастризм. Мн.,1997
  • Зороастрийская мифология. Спб. - М., 1998
  • Зороастрийские тексты:
  • Арда-Вираз-намаг
  • Бундахишн
  • Видевдат
  • Дад-Спарам
  • Динкард
  • Зирочак
  • Меног-и-Храд
  • Сад-Дар
  • Ясна
  • Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. М.,1991
  • История зороастризма. Мн.,1997
  • Мифы народов Мира: энциклопедия. В 2х т. М.,1991-1992
  • Религии Мира. М.,1997
  • Тэрапиано. Ю. Маздеизм. М.,1991
  • Фирдоуси.А. Шах-наме. М.1957

 


Последнее обновление
11 Января, 2011

XV авестийский
тур-фестиваль
Байкал и Монголия 2011

 

 


 

Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции
Камский мост. Вид на набережную.
Восьмиконечная звезда с Солярным 
знаком внутри - символ Авестийской 
традиции

Дизайн© 2007, Пермская Авестийская Школа Астрологии
Web-дизайн Provida

TopList Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb OVUM.RU - поисковый каталог для Искателей Истины