Введение
Глава 1 : Зороастрийский космогенезис и эволюция
мироздания
Глава 2 : Зороастрийская этика – философия жизни
Заключение
Список использованной литературы
Введение
“Вахви Даэна Маздаясни”- добрая вера почитателей Мазды, “маздеизм”,
“заратуштризм”, “учение магов”, как только не называли зороастризм
– самую древнюю из мировых религий откровения, оказавшую на человечество
прямо или косвенно, больше влияния, чем какая либо другая вера .
Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, даосизм и многие другие мировые
религии в своей основе базируются на идеях и ценностях впервые провозглашенных
в зороастризме . Многие философские школы также в той или иной мере
использовали отдельные положения зороастризма ( Гераклит, Платон,
Аристотель, Декарт, Гегель, и др. ).
Причем в отличие от ушедших в историю религий Древнего мира, ровесников
зороастризма, верования, провозглашенные пророком Заратуштрой, все
еще признаются людьми во всем мире. По официальным данным, сейчас
в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев.90000 из которых
живут в Индии (“ парсы ”), 20000 в Иране (“ гебры ”), 4000 в Пакистане,
15000 в США и Канаде. 3000 в Великобритании. Кроме того, общины
зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии,
Новой Зеландии, Восточной Африке, Германии, Швеции, а с недавнего
времени и в Таджикистане, Москве и Санкт-Петербурге.
Зороастризм был уже стар, когда появились первые упоминания о нем
в исторических источниках . Корни его уходят в очень далекое прошлое.
Но иранцы так непреклонно придерживались своих традиций, что и в
живом зороастризме сохранились элементы, восходящие к древнеарийской
эпохе. Перемешавшись с позднейшими представлениями, эти элементы
делают зороастризм религией чрезвычайно насыщенной разными компонентами.
И изучение ее может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса
человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того , отдельные положения
этой благородной религии уникальны и замечательны. Они дают возможность
вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь. Учитывая
все выше сказанное, следует еще раз подчеркнуть необходимость иметь
четкие представления об основных положениях этой древнейшей философской
системы.
Глава 1 : Зороастрийский космогенезис и эволюция
мироздания.
Зороастрийская религия основана на древнеарийской вере и уходит
корнями в глубочайшую древность. Арии, предки всех индоевропейских
народов, согласно их преданиям, зафиксированным в Авесте и Ведах,
пришли из Заполярья, где до потопа и ледникового периода находился
теплый цветущий материк Арктида (“ Хванираса ”). Однако реальная
их история начинается с III- II тыс. до н.э. в Среднем и Южном Приуралье,
откуда они распространились по всей Евразии в западном, южном и
восточном направлениях. Арийские племена не были едины в политическом
отношении, однако составляли этнокультурную общность. Но в следствии
междоусобных войн и расселения племен по территории Евразии, со
временем, и в культуре и в языке стали усиливаться различия, даже
между такими близкими народами, как индийцы и иранцы, что нашло
свое отражение в Ведах и Авесте .
Как и другие религиозные традиции, зороастризм, имеет свой канон
,свое понятие греха, свои ритуалы и свои священные книги. Но несмотря
на кажущуюся схожесть всех религий, каждая из них отличается подходом,
внутренним содержанием и стержневой идеей, на которую нанизываются
все остальные понятия.
Одной из особенностей зороастризма, является то, что он не относится
в полной мере к книжным религиям, несмотря на то ,что количество
священных книг Авесты больше, чем в любой другой религии ( 21 книга
). Зороастрийцы считают священные писания всего лишь книгой, но
вера в их понимании, есть нечто большее, чем просто следование канону,
вера- это живой огонь, горящий в душе, внутреннее мерило добра,
правды, совести, способности искренне обращать свой взор к Свету.
Возможно по этой причине, Авеста была записана относительно недавно,
всего несколько сот лет назад ( VI в. н. э.), но многие тысячелетия
до того она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение
и при этом не искажалась, не теряла ни сути ни формы. Так как неизменной
через тысячелетия прошла основная идея – разделение добра и зла,
непримиримое отношение ко лжи, и к искажениям, как к полулжи. С
детства зороастрийцы привыкали к чистым мыслям,честным словам и
добрым делам, к нерушимостти договора и святости традиций предков.
Сохранившаяся Авеста состоит из Видевдата (“Закон против демонов”,
22 главы ), Виспереда (“Всем владыкам”, 24 главы ), Ясны (“Литургия”,
72 главы ), Яшта (“Почитание”, 22 гимна изэдам ) и так называемой
“Малой Авесты”, включающей Ньяишн, Гах, Зирочак и Афринаган. Остальные
утраченные по тем или иным причинам части во многом восполняют произведения
среднеперсидской религиозной литературы, пересказывающей подлинники.
Как уже отмечалось выше, зороастризм-религия откровения, которое
получил ее основатель, пророк Заратуштра, в 30 лет, когда ему явился
“Мудрый Господь”и разъяснил ему сущность новой религии – единобожие.
Космогенезис зороастрийцев - одна из уникальных религиозных и философских
концепций, поражающая уровнем своей абстракции. Ведь в основе сущности
всего мира, так называемый Абсолют Абсолютов, согласно представлениям
зороастризма лежит Зерван - бесконечное время и бесконечное пространство.
Неправда ли , напоминает нам представления о Вселенной принятые
в современной науке ? Что еще раз подчеркивает универсальный характер
мифа как системы знаний, которую каждое поколение может трактовать
на новом уровне.
Итак, Зерван - изначальная точка Вселенной, имеющая возможность
творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и
мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям
, произвел двух братьев, которые должны были сотворить два мира
- видимый и невидимый, но один из них, ангроманью, в результате
своего выбора не стал участвовать в творении , поэтому Ахура-Мазда
взял на себя задачу создания двух миров. Таким образом в основе
создания нашей Вселенной лежит сознательный выбор Ахура-Мазды в
сторону творчества и созидания, а ангроманью стал воплощением противоположного
принципа - Паразитизма, что и было обозначено в Авесте как сущность
зла. И именно сознательный выбор между творчеством и паразитизмом
является главным для человека, как отражение космической мистерии
борьбы добра и зла во Вселенной.
Мир в Авесте состоит из трех частей-мира духовного ( Меног ),
мира физического ( Гетиг ), и мира соединяющего эти два ( Ритаг
), изображенного в виде моста Чинвад. Таким образом оба мира - видимый
и невидимый принадлежат Богу-творцу, Ахура-Мазде. Сперва Ахура-Мазда
создал все в духовном мире, а затем придал всему материальный вид.
Причем материальное бытие было лучше, чем предшествующее нематериальное,
потому что совершенные создания Ахура-Мазды получили в нем свою
Целостность. Однако материальный мир , в отличие от духовного ,
был уязвим для сил зла. Ахура-Мазда ( Хормазд ) был высшим по своему
всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ангроманью
( Ахриман ) же, медленный в понимании, чья воля была направлена
на разрушение, был погружен во Бесконечную тьму. Между ними была
Пустота (Вайю), но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная
тьма были конечны. Ангроманью, восстав из глубин тьмы, вышел к границе
и увидел Свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман
нападет на его мир и предложил ему договор на 9000 лет, назначив
время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен , что таким образом
сделает ахримана бессильным, ограничив его во Времени. Затем Хормазд
произнес молитву "Ахунвар" и показал духу разрушения свою конечную
победу, его бессилие, уничтожение демонов, Воскрешение, Последнее
тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву
ахриман упал во тьму на 3000 лет. За это время Хормазд создает шесть
архангелов, Амеша-Спента ("Святые Бессмертные"), которые в тоже
время являются его собственными аспектами ( эманациями, проявлениями
), и семь благих творений, которым они покровительствуют. Имена
Амешаспента таковы : Вохуман (Благая Мысль ), Аша-Вахишта ( Наилучшая
Истина, и Миропорядок ), Кшатра-Варью ( благодатная Власть ), Спента-Армаити
( Святое Благочестие ), Хаурват ( Целостность ) и Амертат ( Бессмертие
). Порядок же материальных творений таков: огонь (Аша-Вахишта ),
небо ( покровитель его Кшатра-Варью ), вода( Хаурват ),Земля (Спента-Армаити
), растения ( Амертат ), Первобык ( животные ) (Вохуман ), Первочеловек-Гайомарт
( люди )( покровителем которого стал сам Хормазд ). Оклемавшись
от удара молитвы Хормазда, ахриман, пышущий злобой и завистью к
чужому творению, создал сонмы бесов, каждый из которых являлся олицетворением
пороков таких как ложь, похоть, гнев, лень и т.п. и противостоял
творению Хормазда, вторгся в Благой мир и погубил его совершенство:
разрушил небесную твердь, сделал воду соленой, наполнил землю ядовитыми
тварями, создал пустыни, иссушил растения, убил единотворного быка
и Первочеловека и испортил огонь дымом ( не сумев, однако, осквернить
его в целом ), нанеся вред всем благим творениям. Однако небо сумело
закрыть трещину, и ахриман оказался пойманным в ловушку материального
мира до конца времен.
Таким образом вместе с вторжением духа зла в Благой мир, закончилась
эпоха Творения. Вообще , зороастризм, содержит учение о трех эрах:
Творение, Смешение, Разделение, включая в себя идею развития мира.
Каждая эра продолжается 3000 космических лет, отражая новую стадию
развития мира и человечества. Эра Творения, отражает существование
мира в идеальном состоянии, эра Смешения - мир отягощенный вирусом
зла, эра Разделения - поляризацию всех сил Добра и зла и их великую
битву, за которой следует Фрашегирд - Страшный Суд, с которым заканчивается
существование зла, но не заканчивается существование мира.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что зороастризм, не является
дуализмом, как это иногда ему приписывается, хотя элементы последнего
ему присущи, впрочем, как и многим другим религиозным концепциям
( например христианству ). Зороастризм - последовательный монотеизм,
где Бог и дьявол, не являются равновеликими, где нет противопоставления
духа и материи, а где лишь отмечается временное искажение этого
второго, изначально благого начала. Дух и материя никогда не противопоставлялись
друг другу в зороастризме, напротив, здесь впервые прозвучал тезис
о том, что они не могут развиваться и существовать отдельно, а являются
взаимодополняющими частями мироздания. И где материя ни в коем случае
не может считаться злом. В связи с чем очень важно следующее заявление
зороастризма - зло было, есть, но его не будет.
Кроме того, зороастризм впервые разрешил “загадку сотворения мира”-
почему совершенная и самодостаточная Первосущность создает столь
несовершенный мир, где ее создания то и дело страдают от мук ? Зороастрийцы
не считают что Бог сработал свой мир неумело или небрежно и он не
“раскаивается” в этом как библейский Иегова, напротив материальный
мир является тем самым местом в котором идеальные творения Хормазда
получают возможность самореализоваться, стать полноценными сущностями,
причем мир этот является для ахримана западней, в которой он будет,
в конце концов истреблен. Таким образом полем битвы двух духов является
материальная вселенная и населяющее ее человечество. Причем человек
занимает в этой космической битве Добра и зла не последнюю роль.
На самом деле вирус зла очень силен и опасен, поэтому Хормазд до
вторжения зла призвал на совет Фравашей, души предков всего человечества,
предложив им сделать выбор - или остаться в духовном мире и нуждаться
в постоянной защите Хормазда, т.е. остаться инфантильными, или же
воплотиться в материальном мире и пройти через искушения злом и
помочь Хормазду в его борьбе с ахриманом, ибо вера зороастризма
в окончательную победу добра, сравни вере солдат на войне в неизбежность
своей победы, но на самом деле все зависит от выбора творений Хормазда
и особенно его лучшего произведения - Человека.
Ни одна мировая религия, ни одна философская концепция кроме зороастризма,
не ставила человека на такую высоту. Человек в зороастризме не “раб
божий”, но соратник Бога в всеобщей борьбе со злом. Причем Хормазд
настолько добр, что не посылает человека на передовую линию, пока
не получает его согласия. И именно благодаря сознательному выбору
человека в каждую минуту его жизни возможна победа Добра.
Сущность зла по представлениям зороастризма не в субъективных восприятиях
“хорошо-плохо”, а в самой сущности мира, причем попавшее туда извне,
как вирус опасной болезни - Паразитизма. Зло не является естественной
необходимостью для развития мира, для полноценного организма нет
необходимости жестоко болеть, чтобы развиваться. Сами понятия “добра”
и “зла” появляются лишь после проникновения вируса паразитизма в
благой мир, прийдя на смену понятию “гармоничная целостность”. Зло
не является ни одной из сторон закона “единства и борьбы противоположностей”,
а следовательно является лишь внешней помехой для естественного
процесса качественного развития мира. Зло импотентно по своей природе,
оно не способно к производительному созиданию, а способно лишь паразитировать
на более совершенных системах. Зло черпает энергию для своего существования
лишь в творческом потенциале божественных творений, особенно людей,
временно одурманенных им. Однако любая паразитирующая система обречена
на самоуничтожение, что и провозглашает зороастризм. Однако для
победы над вирусом зла необходимо прежде всего выработать иммунитет
против него, чем ограничить его возможности и замкнуть зло на самое
себя. Для чего требуется правильный выбор всего человечества. Что
и провозглашается в Символе Веры зороастризма- отречение от следования
“злым мыслям, злым словам и злым делам”.
Зороастризму также принадлежит и первый миф об андрогинах. Так,
согласно “Бундахишну”( Сотворение основ ), после гибели Первочеловека,
из его семени вырос одинокий неразветвленный стебель ревеня на котором
появились первые люди Машие и Машиана . Позднее они разделились
и приняли человеческую форму, ставши родоначальниками всего человечества.
Человек в зороастризме по своей природе - духовная сущность, и
его душа предшествует телу. Однако и душа и тело - творения Хормазда,
и душа не является вечно предсущей, как во многих других религиях.
Духовная иерархия зороастризма включает в себя, помимо уже перечисленных
выше Амешаспента, еще множество других ангелов - божеств, называемых
“Изэдами”, отражающих различные аспекты миропорядка. Во-первых это
“другие Ахуры”- Митра ( божество Закона, Договора лежащего в основе
мироздания ) и Апам-Напат (Варуна, Внук вод, потрясатель земли,
громовержец ), которые имели в древнеарийской ( дозаратуштровской
) традиции эпитет “ахура”-Господь, наряду с Ахура-Маздой, и во многом
сохранили свое особое положение и в зороастризме. Так Митра стал
фактически “космическим прокурором”, контролировавшим поведение
людей при жизни, а также ,вместе со своими помощниками Сраошой (
Послушание ), Вертрагной ( Бесстрашие ) и Рашну ( Справедливость
) чинившим посмертный суд и воздаяние.
Другие Изэды , также являлись персонификацией различных явлений.
Так Ардвисура-Анахита, отвечала за плодородие и воды, Даэна и Чиста
являлись воплощением Веры и Знания, Хваршат - Солнца, Мах - Луны,
Тиштар - всех звезд ( а также победы над засухой ), Асман – неба,
Зем (знаменитый Сим-сим, Сезам в сказках 1001 ночи )- таинств земли,
Вата - ветра, Вайю - космической пустоты, разделяющей Свет и тьму,
и т.д. Всего старших Изэдов насчитывалось 32. Особое место занимал
Атар -“Священный Огонь”. Зороастрийцев даже иногда называют “огнепоклонниками”
из-за особого к нему отношения. Огонь занимает одно из главных мест
в зороастрийском каноне. Согласно Гатам, Огонь- это священная искра,
символизирующая Божественную жизнь. Огонь представляет природу на
ее высшем уровне - Свет против тьмы. Огонь - величественный символ
Закона, энергии, силы, света и сияния. Движение пламени вверх означает
духовный рост. И наконец главное, Огонь открывает божественный канал
общения с Творцом. Кроме того, Огонь является объединяющим, связующим
все благие творения компонентом. Он - первая из стихий, возникших
при сотворении Вселенной, представляющий собой плазменное состояние
вещества. После первичного взрыва Вселенной, остывшая плазма послужила
материалом для создания мира. Ахура-Мазда произвел Огонь из самого
себя. А в силу того что человек создан по образу и подобию божьему,
то и в нем также проявляется Огонь через Огонь Духа, искру божью,
начало самосознания и творческий дар. И задача человека раскрыть
этот дар в себе, проявить себя как творца. Огонь сохранил в себе
частицу первоначального, неоскверненного дьяволом, творения, он
хранит в себе небесную благодать – Хварну, которую можно заслужить
идя путем Правды, Чести и Истины. Огонь не только сам чист, но и
способен очищать другие благие творения. Так как например для того
чтобы победить болезнь, восстановить утраченную целостность организма,
необходимо иногда увеличить температуру тела, и внутренний жар “сожгет”
болезнетворные вирусы. Зороастрийцы различали 9 различных “видов
огня”, отражавших соответственно источники жизненных сил , внутренней
энергии в различных творениях.
Зороастризму принадлежит так же идея баланса между проявлением
индивидуальности личности –Хварны, и стремлением к коллективизму,
к общему, общественному единому потоку, направленному на борьбу
со злом, - Хаоме. Кстати говоря в зороастризме существует также
концепция, что тело человека, является истинным зеркалом его внутренней
сущности. Существовала целая система знаков и мет на теле- “сигнатур”,
знаков Хварны ( божественной отмеченности, характеризующие человека
как последователя Ахура-Мазды ) и Антихварны ( отметин ангроманью
).
Зороастризм первым ввел и понятие “личного посмертного суда” над
душой, за деяния которые она совершила при жизни, а также и идею
Страшного суда и Воскрешения. Этот суд возглавляет Митра, которому
помогает Рашну, держащий весы правосудия, где взвешиваются все добрые
и злые дела. И тогда человеку является его Совесть, которая принимает
либо облик прекрасной девы, либо безобразной старухи-ведьмы. И мост
перехода в иной мир, мост Чинвад, либо становится широким и устремляется
вверх, либо сужается, как лезвие бритвы и совесть-ведьма тянет человека
в ад, где грешник переживает “долгий век страданий, мрака, гнили
и скорбных стонов”. Поэтому для зороастрийца важно не грешить .
а потом каяться, а просто не участвовать в злых делах, так как от
проявления его Свободной воли, его выбора зависит будущее мира.
Однако даже в раю, до Фрашегирда, окончательной победы над злом
и освобождения от него мира не суждено полного блаженства. И лишь
после того как произойдет самопожирание зла злом и мир будет очищен
расплавленным металом ( огненная ордалия во вселенском масштабе
), наступит Воскрешение праведников и установление Божьего царства
на земле, а не в каком-то иллюзорном раю, ибо изначально сама земля
– рай! Наступят всеобщее благоденствие и радость. Горы и пустыни
уступят место гладкой равнине, но навсегда останется разнообразное
множество растений и живых существ. Что же касается грешников, то
и здесь зороастризм более либерален и гуманистичен. Ад в зороастризме
скорее напоминает христианское “чистилище”, где грешники не “горят
вечно в геенне огненной”, а отработав свои грехи, все без исключения
будут прощены и войдут в восстановленный Благодетельный мир. Так
как в зороастризме Бог не осуждает свои создания на вечные муки
за грехи , совершенные в ограниченном времени и мире одурманенном
злом. Что еще раз подтверждает справедливость самоназвания зороастризма
– Добрая религия.
Зороастризм породил также и идею Мессии - Спасителя человечества,
который будет являться в мир при каждом повороте мировой истории
(на смене Эпох ). Причем, что особенно интересно, так это предсказание
в Бундахишне рождения второго Саошианта ( Спасителя ) от девы. Что
возможно и обусловило появление у колыбели Иисуса Христа легендарных
магов - волхвов, как называли тогда последователей Заратуштры.
Такой в общих чертах выглядит онтология зороастризма.
Глава 2 : Зороастрийская этика – философия
жизни.
Как и во многих других религиях этика зороастризма отражает практическое
применение основных положений веры. Среди многочисленных проблем,
которые она затрагивает, хотелось бы остановиться на важнейших,
таких как отношение к человеку, к природе, к труду, к богатству,
к семье, к власти и государству, научным исследованиям, вопросам
свободы выбора человека, соотношения целей и средств их достижения,
а также смысл жизни и понимание счастья в зороастризме.
Проблема зла, свободы выбора человека и целостности мира.
Как уже рассматривалось нами, проблема добра и зла – главная проблема
всей философии зороастризма. Зло – разрушительный паразитический
вирус поражающий человека на трех уровнях – тела, души, духа, проявляясь
как злая мысль , злое слово, злое дело. Еще одними из самых главных
атрибутов зла являются насилие, ложь, искажение истины и пожирание
времени, которое – драгоценно. Поэтому человек тратящий время по
пустякам, или отнимающий его у других – служитель зла. Но зло не
вечно, человечество в силах его уничтожить, лишив его подпитки своими
негативными поступками.
Канон зороастризма гласит , что все в мире взаимосвязано. И каждая
частица единого и гармоничного мира вбирает в себя весь закон мироздания.
Человек – частица неделимого вселенского организма , он не “игрушка
богов”, а сущность обладающая самосознанием и свободой выбора, в
том числе и своей судьбы, однако при этом нужно помнить, что эта
свобода ограничивается результатами того выбора который человек
уже сделал, т.е. свобода в рамках определенного коридора, но ширину
его человек может контролировать сам, что прививает человеку ответственность
за свои поступки, за свой выбор. Человек – творец, и прежде всего
творец самого себя и себе подобных . Поэтому одной из задач способствующей
раскрытию творческой природы человека является произведение на свет
достойного потомства, как высшей степени творчества, в которой человек
уподобляется Творцу.
Весь мир вокруг нас – единый организм. Каждый человек хоть и самостоятелен
и имеет право выбора, все же частичка этого организма. И состояние
мира во многом зависит от поведения человека. Губя природу, человек
следовательно губит что-то и внутри самого себя. Осквернение стихий
– воздуха, земли, воды и огня, создание мусора – приравнивается
в зороастризме к самым страшным грехам, таким как воровство или
убийство. Так как природу нужно беречь не только потому что водой
из отравленного колодца можно и самому отравиться, а еще и потому
что полноценный человек не может жить в неполноценном мире. И наоборот,
неполноценный мир может породить только уродов, так как здоровье
всего мира и человека в частности лежит прежде всего в целостности
и гармонии.
В связи с этой экологической проблемой в зороастризме очень остро
стоял вопрос о погребальных обрядах. Ни одна стихия не должна быть
осквернена соприкосновением с трупом . Мертвых было принято относить
на высокие, сухие, каменистые места, а впоследствии специальные
“башни молчания” – дахмы, где закрепляли, чтобы звери или птицы
не растащили кости и чтобы части трупа не осквернили какую-либо
стихию, например воду. Очищенные от разлагающихся тканей и выжженные
солнцем кости собирали и захоранивали в специально отведенных местах.
Что может быть связано возможно с какой-либо страшной эпидемией,
поразившей древнеарийские племена в далеком прошлом. Однако в современной
погребальной практике принято хоронить умерших в специальных цементированных
гробах.
Материальная вселенная, Земля, для зороастрийцев была не временной
темницей с плохими климатическими условиями и разбойниками -соседями
по камере, а светлым божественным творением, хоть и временно оскверненным,
но живым и бессмертным. А потому, долг человека, не ждать сложа
руки “рая небесного” и восстановления этого мира в чистоте чужими
руками, а хоть и немного, но уже сейчас, самому, внести в этот мир
частицу красоты и гармонии, частицу рая, приближая тем самым окончательный
разгром ангроманью. Каждый человек должен посадить в своей жизни
хотя бы одно дерево. Обработка земли, приумножение ее богатств –
одна из святых задач человека. И следовательно не должно быть ни
какого насилия над природой, в том числе и в сельскохозяйственной
области, никаких “мичуринских”и “лысенковских” экспериментов, никакой
химизации.
Также отрицательно относятся зороастрийцы и к научным экпериментам
в области генетики, так как любое нарушение целостности может привести
к порождению монстров и следовательно служит злу. И действительно
как уже не раз показывала историческая практика (например создание
атомной бомбы ), не всякая наука является двигателем прогресса.
Зороастрийцы, проявляя в этом свой разумный консерватизм, считают,
что нужно всегда сопоставлять цели и средства их достижения , и
опираться на мораль, иначе исследования могут завести не к тому,
чего хотели те или иные ученые.
Взгляды зороастрийцев на идеальное устройство общества и
государства.
Зороастрийцы одинаково плохо относились как к демократии, так и
к деспотии, считая их обратными сторонами одного и того же – власти
бюрократов, ханжей, плагиаторов, людей без хварны, а следовательно
- властью зла. Вообще, понятию Хварны ( харизмы ), божественной
благодати, которая выражалась в наличии пророческого, стратегического,
дипломатического и этического талантов, они отводили очень большую
роль. Правителем мог стать только человек обладающий хварной. Правитель
должен быть не просто хорошим человеком, а должен уметь различать
добро и зло, чтобы принимать не тривиальные решения, должен с одной
стороны идти впереди своего времени, быть реформатором, не зацикливаться
на прошлом, но с другой стороны – опираться на накопленный веками
опыт и разумный подход. По мнению зороастрийцев, лучшая власть –
монархия, но не в классическом ее понимании, а наподобие президентской
республики с широкими полномочиями, ограниченная собором из наиболее
талантливых представителей всех слоев населения. Где царь не из
династии, а выбираемый всем народом. Он должен был пройти специальную
подготовку, впитать все традиции и знания, быть абсолютно образованным
человеком. Но все это при условии изначального обладания им хварной.
Считалось, что люди не обладающие выше перечисленными талантами
не имели права руководить государством. Хварна – это больше чем
просто талант, так как последний мог быть односторонним, развивающимся
в ущерб всему остальному, что может привести к извращениям, уродству.
Хварна – это мудрость плюс совершенство. Причем, выполнив свою миссию
, царь должен был заранее подготовить себе преемника и сам уйти
от власти, как свободный человек.
Отношение к материальным благам.
С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии
– одна из главных задач праведного человека. Отношение зороастризма
к жизни таково, что она считается божественным даром, и следовательно
должна быть прожита достойно. Человек должен уметь зарабатывать
деньги, чтобы иметь возможность жить достойно. Деньги – источник
свободы, и человек имеющтй материальные блага может свободно творить.
Но низкий уровень использования денег ведет к потере свободы. Человек
стремящийся к богатству и деньгам как к самоцели ( деньги ради денег
), становится их рабом, а следовательно унижает своё достоинство
творца, становится служителем ангроманью. И напротив, если человек
духовно растет, накапливает духовные знания и опыт, раскрывает свой
творческий потенциал, то тогда ему приходит и поддержка в виде материального
базиса. И действительно, зороастрийцы Индии - парсы, являются одними
из самымых богатых людей в стране. Правда при зарабатывании денег
требовалось соблюдение некоторых правил, избирательного подхода
к методам их приобретения. Вот некоторые из них : забота о благе
партнера больше, чем о своем собственном; соблюдение святости договора
и данного слова, ибо в противном случае происходит оскорбление Митры
– изэда охраняющего закон; не приобретение богатства через нарушение
целостности мира: за счет болезней, смерти, разрушения экологии,
осквернения стихий. Как сказано в пехлевийских назидательных текстах:
“Богат тот кто совершенен разумом, здоров, живет без страха, удовлетворен
жизнью, полагается на веру и пользуется доброй славой. Хорошо лишь
то богатство, что приобретено праведностью”. Зороастризм призывает
к активной мирской жизни, т. к. жизнь на земле, а также возделывание
земли, увеличение плодородия насущно необходимы для полной победы
над ахриманом.
Отношение к жизни борьба с пороками и наработка добродетелей.
Зороатрийцы относились к жизни как к благу, поэтому лень, апатия,
расхлябанность, наплевательское отношение к жизни, нежелание ничего
делать и жить за чужой счет, паразитизм – считались проявлениями
ангроманью с которыми надо было в себе бороться. Вот свойства которыми
должны обладать люди стремящиеся к истине и счастью: радость к жизни,
наслаждение жизнью, благое продолжение рода ( рождение и воспитание
детей ), укрепление семьи, передача традиций, любовь ко всему живому,
активная деятельность, энергия, воля, сила направленные на творчество
и борьбу со злом ( праведный труд ); стремление к познанию и осознанию
законов мироздания, поскольку знание – орудие правды, а практика
как критерий истинности вещей, помогающая срывать маски со зла,
разоблачать его; борьба против бездумной веры, глупости, тупости,
фанатизма; умение создавать вокруг себя благодетельный мир, гармонию,
стремление не к расколу , а к объединению с другими людьми (достижение
коллективной целостности ); контроль над собой, удаление злобы,
соблюдение клятв, преодоление страхов, особенно страха смерти, борьба
с бездушием, зломыслием, гордыней, похотью и безверием, преодоление
гнева и безразличия, борьба со смешением добра и зла. Главные черты
характера которыми следует обладать – это доброта, великодушие,
доброжелательность, благородство, правдивость, праведность, щедрость,
честность, упорство, старание, уверенность, благодарность, миролюбие,
гостепреимство, удовлетворенность тем что имеешь ( довольство малым
и довольство своей судьбой ), чувство меры, взаимопомощь и помощь
другим, трудолюбие, профессионализм в своей деятельности, исполнение
долга, миротворчество, милосердие, творчество, оптимизм, защита
земли .
Человек должен также бороться с демонами жадности, клеветы, гордыни,
нерешительности, сомнения, неудовлетворенности. И грехами, такими
как – гомосексуализм, садомазохизм и прочие сексуальные извращения,
а также продажность любви ( проституция ), как осквернение священной
производительной функции человека и осквернения таинства любви,
момента восстановления, соприкосновения с частичкой андрогинного,
райского состояния, состояния пребывания человека в мире до вторжения
вируса зла; потворство греху и соучастие ( т.е. пассивная и активная
формы ), убийство, самоубийство и детоубийство ( аборты ), идолопоклонничество,
ложь, леность, неблагодарность, колдовство, воровство и подстрекательство
к нему, неисполнение долга по отношению к родителям, разрушение
традиций, трусость, страх, подлость, предательство, нарушение клятвы;
осквернение земли – хищнический подход к богатствам природы, злоупотребление
властью, цинизм, шантаж, рабство и унижение собственного достоинства,
гордыня, самовозвеличивание, навязывание другим своей воли, насильственное
осчастливливание, мародерство, травля людей, зависть.
Смешение добра и зла в общем и в деталях, пренебрежение материальными
ценностями, искажение истинной сути различных понятий , пессимизм
и неверие в эволюционное развитие мира, – осуждались как служение
злу.
Чрезмерный аскетизм, монашество, нищенское существование, как
и разврат, распущенность и тому подобные вещи в зороастрийском каноне
не поощрялись. Везде и во всем должна быть мера, стремление к золотой
середине, балансу материального и духовного развития, физического
и нравственного благополучия. Так как живя в согласии с добрыми
делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению
мира от скверны.
Смысл человеческого существования и триединый путь.
Человек нужен земле так же как и земля нужна человеку. Каждый человек
участвует в космической битве добра и зла, и от того, какую сторону
примет каждый из нас , зависит насколько долго ещё наш мир будет
пребывать в состоянии смешения. Творить благодеяния и бороться со
злом главная задача человека. Зло может принимать любые формы, любые
обличия. Оно может до поры властвовать в этом мире, оно не пассивно,
оно стремиться обольстить и использовать творческие силы одурманенных
им людей. Увеличение или уменьшение количества зла зависит только
от правильного выбора людей. Поэтому прежде всего человек должен
бороться против зла в своей душе, в своем сознании.
Смысл человеческого существования – очиститься от зла и развить
свой потенциал творца, осознать единство всего сущего и установить
внутреннюю и внешнюю гармонию , вместо вечного страха смерти. Чтобы
не служить злу, а стремиться к гармонии и эволюции, необходимо контролировать
свои мысли, слова и поступки. В чем человеку помогает следование
триединому пути – Благая мысль, Благое слово, Благое дело. Такова
главная мысль этики зороастризма.
Заключение
Итак, как мы рассмотрели выше, зороастризм сочетает в себе как
типично религиозные догмы, так и рациональные философские идеи,
облеченные в религиозно-мифологическую форму. Зороастризм ввел как
понятие бесконечности пространства и времени, так и его конечности,
дав миру первую диалектическую мысль. Учение о трех Эрах, содержит
с одной стороны идею цикличности, воспринятую впоследствии Гегелем,
но с другой стороны, в отличие от Гегеля, в зороастризме мировая
история не заканчивается на победе Добра над злом, не происходит
завершения, эволюционное развитие продолжается до бесконечности,
просто весь мир переходит на новый уровень. То есть в зороастризме
отражается идея развития мира по спирали, нашедшая свое второе рождение
в трудах основоположников диалектического материализма.
Зороастризм не только указал благородное назначение человечества,
но и разумно объяснил причину тех страданий, которые человек переносит
в своей жизни, видя в них бедствия исходящие от злого духа, а не
зависящие от воли Творца. Зороастризм разрешил противоречие идеального
и реального миров, объявив их взаимосоставляющими, а не противоборствующими,
где именно материальные творения являются определяющими, так как
именно в материальном мире, а не в идеальной абстракции, возможно
полноценное проявление и развитие вещей. Разрешив тем самым и вечный
вопрос о соотношении души и тела, или сознания и материи.
Материализм разрешил этот вопрос как первичность материи - человеческого
тела, и вторичность сознания, как свойства проявляющегося только
в мозге человека. Философская концепция Зороастризма также считает
главной неразрывность души и тела , но не в значении невозможности
существования души отдельно от тела, а именно в важности тела для
полноценного раскрытия и развития духовной сущности человека. Таким
образом, зороастризм совместил в себе и черты объективного идеализма,
поскольку творцом Вселенной в нем является Бог, пребывающий однако
в бесконечном времени и бесконечном пространстве, т.е. не являющийся
в полной мере первопричиной всей вселенной, а лишь творцом конкретно
нашего мироздания, разрешив попутно проблему необходимости акта
творения, как оружия в борьбе с принципом зла, и диалектического
материализма, поскольку наличествует идея бесконечности развития
мира и качественных его изменений, а также идея неразрывности и
взаимонеобходимости материальной и духовной сущности всех творений
и особенно человека. Все выше сказанное, а также идея исконной благости
материального существования и плотского тела, идея справедливого
воздаяния, непоколебимой беспристрастности мирового закона справедливости,
посмертного суда, воскрешения, последнего суда и вечной жизни. Оптимистичекая
этика, провозглашающая гуманизм, экологизм, идею золотой середины
и баланса материального и духовного развития, ответственность за
любое действие и идея личного спасения путем следования благим мыслям,
благим словам и благим делам, идея большой роли свободного выбора
человека и зависимости от него судеб мира, делают зороастризм одной
из самых интересных филосовских концепций в мировой сокровищнице
знаний.
Список использованной литературы: